Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Арт-терапия в психологическом консультировании.




           Арт-терапия в психологии

К методам арттерапии относятся следующие направления:
- изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок);
- фототерапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- лепка (пластилин и глина) и другие направления.

Как одно из направлений фототерапии можно выделить работу с метафорическими картами.В настоящее время выпущены различные наборы метафорических карт (рисованные, фотографии). Размер карт - от формата карманного календаря до размера открытки). Какие карты выбирать - зависит от предпочтений самого терапевта и можно опираться на желания клиента. Спросить его с какими картами ему хочется работать.

; Liebmann, 1990) и пр. В дополнение к перечислению достоинств работы с образами в психотерапии и консультировании, необходимо упомянуть о критике такой работы и ее недостатках. Э. Кэлиш выделяет следующие недостатки художественной работы с образами в психотерапии и консультировании: 1) Лексическая передача информации является наиболее надежной, поскольку значение слов относительно устойчиво и является общепринятым, в то время как содержание образов, связанных с более ранними стадиями развития и символической экспрессией, более расплывчато и многозначно. Это может вести к неверной трактовке консультантом/психотерапевтом создаваемых клиентом визуальных образов. 2) Содержание визуальных образов может быть искажено или изменено в силу того, что символические образы могут заключать в себе множество различных содержаний. Если же не пытаться разобраться в психологической нагрузке образов и ограничиться передачей чувств на визуальном уровне, это может иногда вести к их отчуждению или вытеснению. 3) Возможно рассогласование между субъективным переживанием образов и их выражением в конкретной художественной форме. Даже непрофессиональная изобразительная деятельность требует определенных навыков, в том числе, сенсомоторной координации. 4) Этот недостаток связан с эстетическими качествами изобразительной продукции. Озабоченность и удовлетворение эстетической стороной изобразительной деятельности и создание высокохудожественной продукции могут приносить клиенту чувство удовлетворения и повышать его самооценку, но, в то же время, препятствовать психотерапевтической работе. 5) Как достоинством, так и недостатком является то, что изобразительные методы основаны на активности воображения. Некоторые клиенты избавляются от дистресса, уходя в мир фантазий, который представляется им более безопасным и приятным, нежели реальная жизнь. Они охотно выражают свои фантазии в рисунках, и их погружение в такую деятельность может вести к уходу от реальной жизни и ее проблем [6]. Прежде чем использовать методы арт-терапии со взрослыми клиентами следует принять во внимание разнообразные факторы. Этот подход становится несбалансированным, если консультант предлагает клиенту такой вид деятельности без тщательного взвешивания их целесообразности, или не оставляя достаточного времени для обработки ее результатов (Gladding, 1997). Использование арт-терапии в консультировании может быть также непродуктивным, если клиенты являются профессиональными художниками. Причиной этого может являться то, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызывать ощущения того, что человек работает. Очевидно, подобный барьер может быть преодолен, если таким клиентам предложить виды деятельности, которые очень сильно отличаются от их профессиональной сферы.






Сказкотерапия в психологическом консультировании.

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.[7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

· Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Сказкотерапияв работе психолога обладает огромным функционалом, начиная от диагностики, заканчивая коррекционно-развивающим эффектом.
С точки зрения коррекции с помощью сказкотерапии происходит систематическое усиление творческих способностей и возможностей личности.
С помощью сказкотерапиивозможно исключение директивного изменения нежелательных форм проявления поведения. Альтернативой этому может послужить ряд положительных проявлений личности.
Сказкотерапия в целом, как направление и метод является профилактикой нежелательного или отклоняющегося поведения. Здесь человеку в придуманной форме предоставляется возможность «проиграть» или «прожить» определенную жизненную ситуацию, являющуюся актуальной в данный момент для человека.
Необходимо отметить, что, по мнению специалистов, сего одна и та же сказкаможет помочь человеку в разные возрастные периоды, благодаря наличию большого количества смыслов.
Огромную роль в коррекционном процессе приобретает форма переписывания сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Это явление является диагностичным, т.к. отрицание чего-то указывает на актуальную нерешенную проблему.
Переписывая сказку, ребенок, подросток, взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...