Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конспект занятия по внеклассной




Воспитательной работе

Тема: «Древо жизни».

 

Проведенный в 3 «А» классе

школы № 643

 

 

                                                         

 

 

Студента 3 курса 1 группы

                                           Старостина Дмитрия

                                   Владимировича

                       Учитель:

                                               Методист: Самойленко   

                                        Ирина Геннадьевна

 

Санкт-Петербург

2010

 

Цель:

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

Развивающие:

 

Воспитывающие:

 

Методы: рассказ, беседа.

 

Форма: классный час с игровыми моментами.

 

Класс: 3

 

Оборудование:

 

Оформление доски:

I Орг. момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к занятию.

 

II Введение в тему занятия.

 

Ребята! Сегодня мы с Вами начнём путешествие в далекое прошлое, в глубину веков, в гости к нашим предкам. Вы знаете, как называли наших предков? Наверное, нет. А их называли язычники. Давайте разберемся, а что же обозначает это новое для Вас слово.

(на доске написано слово «ЯЗЫЧЕСТВО»)

Язычество – это вера людей в силы природы и одушевление их.

А теперь, когда вы знаете обозначение данного слова, скажите мне, почему же их назвали язычниками? Во что они верили? Ответ: В природу: в солнце, луну, грозу, гром, дождь.

Молодцы!

III Основная часть

А) Чтение и анализ сказки «Петух и жерновцы»

Сейчас я прочитаю Вам интересную сказку «Петух и жерновцы». Потом мы с Вами её разберем и вы ответите на несколько моих вопросов. Так что внимательно слушайте и запоминайте /учитель читает сказку./

Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть. Долго ли, коротко ли они ели, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в небольшое время дорос до полу. Старуха заприметила и говорит: «Старик! Надобно пол-то прорубить; пускай дуб растет выше; как вырастет, не станем в лес за желудями ездить, станем в избе рвать». Старик прорубил пол; деревцо росло, росло и выросло до потолка. Старик разобрал и потолок, а после и крышу снял; дерево все растет да растет и доросло до самого неба. Не стало у старика со старухой желудей, взял он мешок и полез на дуб.

Лез, лез и взобрался на небо. Ходил, ходил по небу, увидал: сидит кочеток золотой гребенек, масляна головка, и стоят жерновцы. Вот старик-от долго не думал, захватил с собою и кочетка и жерновцы и спустился в избу. Спустился и говорит: «Как нам, старуха, быть, что нам есть?» — «Постой, — молвила старуха, — я попробую жерновцы». Взяла жерновцы и стала молоть: ан блин да пирог, блин да пирог! Что ни повернет — все блин да пирог!.. И накормила старика.

Ехал мимо какой-то барин и заехал к старику со старушкой в хату. «Нет ли, — спрашивает,— чего-нибудь поесть?» Старуха говорит: «Чего тебе, родимый, дать поесть, разве блинков?» Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки. Приезжий поел и говорит: «Продай мне, бабушка, твои жерновцы».— «Нет,— говорит старушка,— продать нельзя». Он взял да и украл у ней жерновцы. Как увидали старик со старушкою, что украдены жерновцы, стали горе горевать. «Постой,— говорит кочеток золотой гребенек,— я полечу, догоню!» Прилетел он к боярским хоромам, сел на ворота и кричит: «Ку-ку-реку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!» Как услыхал барин, сейчас приказывает: «Эй, малый! Возьми, брось его в воду». Поймали кочетка, бросили в колодезь; он и стал приговаривать: «Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, пей воду!» — и выпил всю воду. Выпил всю воду и полетел к боярским хоромам; уселся на балкон и опять кричит: «Кукуреку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!» Барин велел повару бросить его в горячую печь. Поймали кочетка, бросили в горячую печь — прямо в огонь; он и стал приговаривать: «Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду!» — и залил весь жар в печи. Вспорхнул, влетел в боярскую горницу и опять кричит: «Кукуреку! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!» Гости услыхали это и побежали из дому, а хозяин побег догонять их; кочеток золотой гребенек схватил жерновцы и улетел с ними к старику и старухе.

Ну как, интересно? А теперь, ответьте мне на несколько вопросов:

 

1. Скажите, почему бабка сказала деду, чтобы он прорубил для деревца пол и потом крышу снял?

2. А что получалось, когда бабка молола жерновцы?

3. Как жерновцы снова очутились у деда с бабкой?

Молодцы, вы очень хорошо меня слушали. И за это я разрешу Вам немного поиграть.

 

Физкультминутка

Сейчас мы с Вами поиграем в русскую народную игру «Золотые Ворота». Эта игра - предшественница многих популярных забав.

                                                               Описание игры

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Правила игры:

Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики».

Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.

ети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается.

Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами»

Какие вы все подвижные. Молодцы. Продолжим занятие.

Б) Понятие «Древо жизни».

В этой сказке из желудя вырос дуб до самого неба. Дуб – это сильное, большое дерево, корнями оно уходит глубоко в землю, ствол дерева – на Земле, а ветви его дотянулись до неба, до богов, до птиц. Обратимся к рисунку, на котором я изобразил Вам такое большое дерево: ветви дерева – в небесах, корни – глубоко в земле, а ствол – на земле (на доске висит плакат с изображением Древа Жизни).

Язычники представляли себе весь мир как большое дерево, в ветвях которого живут птицы, ветви достают до небес, а на небесах, вы уже знаете, живут боги.

А мир, где живут боги – это правильный мир, мир счастья, радости, торжества правды. Язычники называли этот верхний мир словом «ПРАВЬ», слово правда произошло от слова «Правь». И живем мы с Вами по законам богов, по законам «правды, данной небом». В христианстве мир верхний мы называем РАЙ.

Символом верхнего мира является птица, которая символизирует в себе ещё и женское начало. Вспомним в сказках – женщину часто называют лебёдушкой, утушкой.

Мир средний – ствол дерева – мир, в котором живем мы с вами, живут животные, язычники называли словом «ЯВЬ». Всё существующее на Земле – это явный мир, мы все можем потрогать руками, многое сделано руками человека, т.е. явно существует, материально. Символом среднего мира является конь. Конь – это сила, доблесть, добро, храбрость. Он символизирует мужское начало. Поэтому и в сказках конь всегда помогает герою сказки.

Мир нижний – корни дерева – мир подземный, темный, мир мертвых, язычники называли словом «НАВЬ». Там живут навьи – мертвые души. По христиански – это ад. Символом мира мертвых считается змея.

Жизнь вечна, природа постоянно обновляется: сменяются времена года, день сменяется ночью, и, древо жизни – образ, символ вечного цветения и произрастания.

Люди всегда желали счастья друг другу, добра, здоровья и выражали свои пожелания символами. А теперь давайте немного поработаем. Я буду задавать Вам загадки по русским народным сказкам, а тот, кто отгадает первым, будет приклеивать на наше дерево символ той части Древа жизни, которая ему достанется. Но ребята, помните про правило поднятой руки.

(Ребята, которые отвечают на загадку, приклеивают один из символов к Древу Жизни)

 

1. Хорошее, доброе на всех смотрит, а людям на себя смотреть не дает.

Отгадка: Солнце

 

2. Шел долговяз - в земле увяз.

Отгадка: Дождь

 

3. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

Отгадка: Лиса

 

Молодцы!

 

IV  Обобщение.

А теперь давайте вспомним, какие символы у какой части дерева. Правь - ? (птица), НАВЬ – (змея), ЯВЬ – (конь)

 

А) Ну и напоследок мы с Вами разгадаем кроссворд. В нем собраны слова, которые вы сегодня узнали на занятии.

Вопросы:

1. В чем славяне видели устройство мира? (Древо)

2. Как назывался мир живых? (Явь)

3. Какое животное было символом мира нави? (Змея)

4. Символом какого мира был конь?

5. Как называлась религия, которая была у славян? Во что они верили? (Язычество)

6. В каком из трех миров жили боги славян? (правь)

Б) Я предлагаю Вам немного пофантазировать. Язычники очень много силы придавали слову и мысли. Поэтому давайте на листочках (в виде листьев) напишем свои пожелания себе и своим близким и я прикреплю к нашему дереву (на работу 5 минут) Молодцы!

V Заключительное слово.

Знаете ли вы, почему нельзя здороваться за руку через порог? А зачем на свадьбе разбивают тарелку? А для чего, вселяясь в дом, в дверь сперва пускают кота? Я думаю, что вы сейчас про себя отвечаете: на счастье. Но, согласитесь, это ведь не объяснение. Но больше ничего не могли сказать, ни школьники, ни взрослые, которым я задавал этот вопрос. А ведь это обычаи из наших стародавних, ещё языческих времен. Так неужели справедливо, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских богов, а своих даже не знаем, как звать?

Быть может, спросите вы: а для чего? На что нам Перун и Сварог, водяные и лешие, когда вокруг компьютеры и космические корабли? Тогда я тоже спрошу: а знаете ли Вы, в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это – бездонная память, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, что с ним было и вчера, и позавчера. Годится ли нам, человечеству, быть глупее машин и не помнить, откуда мы родом? А кроме того, ученые говорят, в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать ничуть не хуже, чем сейчас. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке – языке мифов.

Хочу вам дать небольшое домашнее задание. Если Вам стали интересны мифы наших предков, то почитайте их и когда я приду к Вам в следующий раз, я спрошу, каких славянских богов вы знаете.

На этом наше занятие закончено. Все работали очень хорошо. Но особенно отличились (перечисление). Давайте похлопаем ребятам. Спасибо Вам за внимание. До встречи.

 

 

Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга.

Государственное образовательное учреждение

                       среднего профессионального образования

Некрасовского педагогического Колледжа №1

                    г.Санкт-Петербурга.

 

 

Конспект занятия по внеклассной воспитательной работе

Тема: «140 лет со дня рождения Бунина, 1870-1953»

       Проведённый во 2 «в» классе школы № 643

 

 

студенткой 3 курса 1 группы

Морозовой Н. Д.

Учитель: Кашинская И.В.

Методист: Самойленко И.Г.

 

                                              

 

 

Санкт-Петербург

2010 год

 

 

Цель занятия: Познакомить детей с творчеством И.А.Бунина.

Задачи:

 1)Образовательные: рассказать о И.А.Бунине, его творчестве.

 

2)Развивающие: развивать внимание; усидчивость; воображение.

 3) Воспитательные: воспитывать интерес к классической литературе.      

 

Методы: 1) Словесные (беседа, рассказ)

             2) Наглядный (картины И.И.Левитана)

                 

Форма: Классный час

Класс: 2

 

Оборудование: Классная доска, мел. Портрет писателя. Картины Левитана, посвящённые разным временам года (осень и весна).

 

Литература: Иван Бунин. Стихотворения.

                  

 

Оформление доски:

Портрет писателя.

 

Б У Н И Н

 Буквы написаны на доске. Они спрятаны под листами бумаги.

 

 

                                              

 

 

                                           Ход занятия:

 

Организационный момент.

       -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Денисовна. Сегодня я проведу у вас занятие. Тихо сели девочки, теперь мальчики. Не забывайте следить за осанкой.

Введение в тему занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о писателе, которого вы все знаете. В этом году исполняется ровно 140 лет со дня его рождения. А для того, чтобы понять о ком пойдёт речь, я предлагаю вам сыграть в Поле Чудес.

На доске вы видите листочки. Я буду задавать вам вопросы. Если вы отвечаете правильно, я открываю листик, и вы видите букву, которая входит в фамилию писателя. Будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не отгадает фамилию писателя. За правильные ответы вы будете получать жетончики. Будьте активными и не бойтесь поднимать руку!

Вопросы:

1)Что хотела съесть на завтрак ворона в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? (Сыр)

2) Закончите известную пословицу. «Не имей сто рублей, а имей…»(сто друзей).

3) Ребята, послушайте внимательно отрывок из сказки и скажите её название.

«Ну, уж это мы узнаем!» - подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки, и положила на доску горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а ещё сверху двадцать пуховиков. На эту постель и уложили принцессу на ночь. («Принцесса на горошине»)

4)Ещё раз постараемся закончить пословицу. «Без труда …»(не выловишь и рыбку из пруда).

5)Я читаю отрывок из сказки, вы внимательно слушаете и говорите мне её название. Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...