Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сегментарная отчетность организации. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». МСФО IFRS 8 «Операционные сегменты».




Требования и порядок формирования сегментарной отчетности были сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н, которые в свою очередь были разработаны на основе МСФО 14 «Сегментарная отчетность».

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу новый порядок раскрытия информации по сегментам на основании приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)». Принятие нового ПБУ обусловлено целью привести российские стандарты по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО.

 ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности

Согласно ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации:

которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы (включая подразумеваемые выгоды и расходы от операций с другими сегментами);

результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов (далее - полномочные лица организации);

по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

В зависимости от организационной и управленческой структуры организации, а также ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности: производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг, географические регионы, в которых осуществляется деятельность ,структурные подразделения организации.

При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации, и тому подобное.

Согласно ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» несколько сегментов могут быть определены как единый сегмент, если такое объединение соответствует целям настоящего Положения, а также при условии сходства следующих характеристик объединяемых сегментов: характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг, процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг, покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг, способы продажи продукции, товаров, работ, услуг, правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения). Помимо условий выделения сегментов организация может использовать также следующие дополнительные условия: специфический характер отдельного направления деятельности; ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности; обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации

Согласно ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов; финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток; активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

Согласно ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» организация раскрывает в пояснениях к бухгалтерской отчетности следующую информацию по отчетным сегментам: общую информацию, показатели отчетных сегментов, способы оценки показателей отчетных сегментов, сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации.

По каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели: финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период, общая величина активов на отчетную дату, общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).

Организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов, включая показатели прочих сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации: суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации, суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций, суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации, суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации, суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации .

МСФО (IFRS) 8 регламентирует представление компанией информации об операционных сегментах в годовой финансовой отчетности и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах.

МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.

Отчетные сегменты представляют собой операционные сегменты деятельности или агрегированные группы сегментов деятельОперационные сегменты – это компоненты компании, по которым имеется отдельная финансовая информация, регулярно рассматриваемая ответственным лицом, принимающим операционные решения, при принятии решений о выделении ресурсов и оценке результатов деятельности.

ности, отвечающие определенным критериям.

В целом, финансовая информация должна представляться на такой же основе, что и используемая внутри компании для оценки результатов деятельности операционных сегментов и принятии решений о выделении им ресурсов.

МСФО (IFRS) 8 требует от компании указывать в отчетности показатели прибыли или убытка операционного сегмента, а также активы сегмента. Также от компании требуется указывать в отчетности обязательства сегмента и конкретные статьи расходов и доходов, если такие показатели регулярно предоставляются ответственному лицу, принимающему операционные решения.  

Стандарт требует сверки показателей совокупной выручки по отчетным сегментам, совокупной прибыли или убытка, совокупных активов, обязательств и иных сумм, раскрываемых по отчетным сегментам, с соответствующими показателями в финансовой отчетности компании. 

МСФО (IFRS) требует от компании представления информации о выручке, полученной от продаж своей продукции или услуг (или группах схожей продукции или услуг), о странах, в которых она получает выручку и держит активы, а также о крупных клиентах, независимо от того, используется ли эта информация руководством в принятии операционных решений.

Однако МСФО (IFRS) 8 не требует от компании представления информации, которая не готовится для внутреннего использования, если необходимая информация отсутствует, и затраты на ее подготовку были бы чрезмерны.

МСФО (IFRS) 8 также требует от компании представления информации описательного характера: способ определения операционных сегментов, продукция и услуги, предоставляемые сегментами, разница в оценке, используемой при представлении сегментной информации и при составлении финансовой отчетности компании, а также изменения в оценке показателей сегмента в различные периоды.

МСФО 8 требует от компаний раскрытия основы измерения следующих показателей: прибыли и убытков, активов, обязательств сегментов, отдельных статей доходов или расходов, данные по которым регулярно предоставляются руководителю, принимающему операционные решения.

В отчетность необходимо включать информацию об отчетных сегментах – это операционные сегменты или их объединения, которые отвечают определенным критериям. А именно: их объединение не противоречит основному принципу; сегменты имеют схожие экономические характеристики:- характер продукции и услуг;- характер производственного процесса;- класс потребителя продукции или услуг;- методы распространения (продажи) продукции или услуг;- характер регулирующей среды, например, отраслевого регулирования в банковской, страховой или коммунальной отраслях (если применимо).

По сегменту необходимо предоставить и раскрыть информацию, если он соответствует одному из нижеперечисленных количественных порогов:- его выручка, как внешняя, так и внутрисегментная, равна или превышает 10% совокупной выручки (как внутренней так и внешней) всех операционных сегментов;- абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна или превышает 10% большего из (в абсолютных величинах): совокупной прибыли всех прибыльных сегментов, совокупного убытка всех убыточных сегментов- его активы равны или превышают 10% совокупных активов всех операционных сегментов.

В стандарте IFRS 8, как и в ПБУ 12/2010, полностью отсутствует понятие "географический сегмент". В стандарте IFRS 8 рассматривается критерий "географическая область", в ПБУ 12/2010 - критерий "географическая область (регион)", но географический сегмент по территориальному принципу (как это было ранее) не выделяется, т.е. в критерии агрегирования территориальный принцип не входит. При выделении сегментов стандартами определены количественные пороги, которые в МСФО (IFRS) 8 и в ПБУ 12/2010 совпадают. Однако в МСФО (IFRS) 8 одним их процентных порогов является абсолютная сумма его заявленного в отчетности дохода или убытка, а в ПБУ 12/2010 данный 10%-ный порог сформулирован как "финансовый результат деятельности сегмента". По мнению автора, формулировка ПБУ 12/2010 более понятна и однозначна.Таким образом, в обоих стандартах смысл формулировок одинаков, а различия можно списать на дословность перевода. Следует отметить, что в российском ПБУ 12/2010 сегментная отчетность оформляется организациями - эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а согласно МСФО (IFRS) 8 сегментная отчетность составляется как единичными, так и консолидированными предприятиями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...