Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Н.М. Карамзин – журналист. «Московский журнал». «Письма русского путешественника».




Возникновение, становление и итоги развития русской журналистики XVIII в. Начало отечественной печати. Журналы Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Екатерины II и др.

Итоги 18 в.

Удельный вес печати в культуре не велик; Аудитория журналов – дворянская.

Малотиражность ( < 1000 ); Недолговечность; Отсутствие литературы.

Черты

- Дидактичность ;- исправление нравов

- элементы полемики;- рационализм

«Нулевой цикл» русской литературы – фундамент русской литературы.

При Петре I стала выходить печатная газета «Ведомости», официальный правительственный орган.

Газетные жанры только зарождались в массе информационных заметок «Ведомостей», однако их будущие контуры удается кое-где уловить. После смерти Петра с 1728 г. издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета получила постоянное название «Санкт-Петербургские ведомости». С 1742-54 в России выходило только одно издание – «СПБ ведомости», орган официальный и чисто информационный. В начале 50-ых годов Ломоносов стремится создать журнал для русских читателей. Открытие университета и типографии при нем обогатило русскую периодическую печать новым изданием: 26 апреля 1756 г. вышел первый номер газеты «Московские ведомости». Большим событием в истории русской периодической печати было возникновение первых частных изданий. В течение более чем полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало свою монополию на печатное слово.

Журнал Сумарокова "Трудолюбивая пчела".

Решив издавать «Трудолюбивую пчелу», он отказался от участия в «Ежемесячных сочинениях».

«Трудолюбивая пчела»: - первый частный журнал в России (до него правительство держало монополию на печатные издания)

- издавался Сумароковым в течении 1759г.( тиражом в 1200 номеров)

- состоял из сатирических очерков, эпиграмм, притч, фельетонов

- этот журнал положил начало сатирическому направлению в журналистике XVIIIв.

- логично, что частные журналы, в отличие от официальных, носили часто оппозиционный характер по отношению к правительству (в данном случае, против Елизаветы Петровны и в поддержку находящейся в опале Екатерины II)

- видное место занимает сатирическая борьба с наиболее отвратительными проявлениями лихоимства, казнокрадства и взяточничества, процветавшими при правительстве Елизаветы (с принципами самодержавия и крепостничества начали бороться их последователи, но не они сами)

Полемика "Трутня" с журналом "Всякая всячина". Обсуждение вопросов сатиры.

Журнал Новикова «Трутень» появ.1 мая 1769 и внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах издания перед читателем возникла крестьянская тема. Н. открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, кот. грабят крестьян. Эпиграф «Т» на титуль.листе: «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины. В ряде сатирич. Статей показывает истинное лицо «просвещенного» монарха, объясняет читателю реакционность позиции официозного жур, который распространяет легенду о «просвещенном» монархе. В своей сатире «Т» ополчается на лихоимство, ханжество,невежество, внешнюю евпропеизацию дворянства, рассматривает это как соц.проблемы. В «Т» проходит галерея щеголей: Нарциссы, Несмыслы, Высокопары -зараженные всем иностранным, презирают свой язык. Но осн.тема «Т» - взаимоотношения помещиков и крепостных. Новиков создает ряд сатирически острых, соц.портретов невежественных крепостников: Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб. Н. предлагает лекарство: рассматривать кости господские и крестьянские до того, пока не найдется отличие. Сразу же разгорелась полемика со «Всякой всячиной» (журнал Екатерины), кот. проповедовала «человеколюбие» и «снисхождение к людским порокам», поскольку людей без недостатков не бывает. Только такой совет давала «В.в.» и только он был безопасен для гос. режима, который поддерживался этим журналом. Полемика «Т.» с «В.В.» носила политический хар-р. Н.под псевдонимом Правдолюбова в пятом листе «Т» высмеял «человеколюбие»,проповедуемое «В.В.». Полемика по поводу сущности сатиры. Н. считал, что только та сатира, кот. писана «на лицо» может быть действенной. В дальнейшем «В.В.» непрестанно следила за сатирой «Т.» и пыталась подействовать угрозами на его издателя, но бесполезно. В1770г «В.В.», выпустив еще несколько номеров развалилась, да и вновь открывшийся «Т.» долго не протянул, т.к. не мог печатать былой сатиры и терял читателей. Н. Пытался выпустить другой журнал «пустомеля», но после того, как во 2-м номере напечатали «Послание к слугам» Ф. и др. подобные пр- я, его закрыли.

Н.М. Карамзин – журналист. «Московский журнал». «Письма русского путешественника».

С января 1791 по декабрь 1792 г. Карамзин издавал «Московский журнал», в котором напечатал ряд своих сочинений и произведения Державина, Дмитриева, Львова, Нелединского-Мелецкого и др. Журнал выходил ежемесячно, собрал триста подписчиков и в 1801–1803 гг. был полностью переиздан Карамзиным, интерес к нему продолжал сохраняться.

В «Московском журнале», ссылаясь на опыт иностранных периодических изданий, Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам, расположив их следующим порядком: «русские сочинения в стихах и прозе, разные небольшие иностранные сочинения в чистых переводах, критические рассматривания русских книг, известия о театральных пьесах, описания разных происшествий и анекдоты, а особенно из жизни славных новых писателей». Так бы ли названы эти отделы в объявлении о выходе журнала и в таком виде они появлялись на страницах его книжек.

Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. До него рецензии и отзывы о книгах и пьесах были редкими гостями в русских журналах, среди которых исключением являлись только «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н.И. Новикова, специальный библиографический журнал, правда, существовавший очень недолго. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина. В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза».

«Письма русского путешественника» Карамзина, начатые печатанием в «Московском журнале», были произведением, открывшим новую страницу в истории русской прозы. Карамзин отправился путешествовать, будучи подготовленным к тому, чтобы наблюдать и оценивать. Он много читал, был заочно знаком с людьми, которых ему предстояло встретить. Его собственные литературные занятия развили в нем строгий вкус, он знал, что с его точки зрения нужно принимать и что следует отвергнуть в интересах русской культуры. Отчетом о поездке писателя по европейским странам и явились «Письма русского путешественника», две первые части которых были опубликованы в «Московском журнале» 1791–1792 гг. В основе «Писем» лежит записная книжка путешественника, в которую вносились дорожные впечатления, наброски сцен, мысли и переживания, причем в первые месяцы более систематично и подробно, чем в последующие. Позднее, при обработке текста для печати, Карамзин справлялся с литературными пособиями и уточнял свои впечатления по описаниям других путешественников, дополняя их историческими анекдотами и сведениями, почерпнутыми из различных книг, ссылки на которые рассыпаны в «Письмах».

Карамзин – писатель и журналист тщательно отделывает фразы, стремится к мерной, звучной и гладкой речи. С легкой руки Карамзина и его последователей складывается особый словарь, состоящий из ровных, благозвучных и стройных речений, приятных для ушей самой скромной дворянской девицы. «Пичужечка» – это приятно, «парень» – отвратительно, потому что заставляет вспомнить пьющего квас дебелого мужика, – считает Карамзин. Язык сентиментальной прозы в значительной степени условен, придуман, строится на образцах благопристойной светской речи и весьма далек от языка народного. Неправильность этого пути понял Пушкин, который широко пользовался богатствами народной речи и явился поэтому родоначальником нового русского литературного языка.

Закончив издание «Московского журнала», Карамзин предполагал весной следующего 1793 г. выпустить альманах «Аглая», однако не сумел наладить сотрудничество друзей-литераторов. КСТАТИ, журнал выходит до сих пор

http://www.mosjour.ru/index.php?id=1

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...