Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Военная типография Кайсарова.




Бюллетень Великой армии", пытался противостоять акциям русского агитационно-пропагандистского центра. Русские решили ответить: в июле 1812 года походная типография Главной квартиры штаба русской армии пытается наладить выпуск своей газеты. Выпускали:листовки на всех языках народов армии Наполеона «пропаганда», газета «Россиянин» , известия главной квартиры, сводки с фронта – это перепечатывали потом другие газеты. Только Кайсаров решал, что печатать. ЦЕНЗУРЫ НЕ БЫЛО. Пресса Кайсарова поддерживала Кутузова.

"Россиянин" вышел всего один раз, с русским и параллельным немецким текстами. В газете упоминались военные действия в Испании, подводились итоги войны с Турцией и подчеркивался народный характер войны с Наполеоном. Выход газеты был приурочен к подписанию мира с Турцией. Среди листовок Главной квартиры - воззвание к народам Европы "Официальные известия из армии", провозгласившее принцип политической независимости европейских государств; прокламации, призывавшие народы Европы подняться на борьбу с Наполеоном; обращения к солдатам "Великой армии" с призывом сложить оружие.

Типографии приходилось работать в сложных походных условиях. Тем не менее, ее директор - А.С.Кайсаров - принимал все меры к оперативному выпуску изданий. Скажем, листовка, посвященная Бородинскому сражению, была написана и отпечатана непосредственно в ночь, последовавшую за боем. Автор листовки, не зная, что произойдет утром следующего дня, допустил неточности в своих предположениях о маневрах русской армий.

Агитационная публицистика типографии Главной квартиры включает в себя "Журналы военных действий" - официальные документы штаба; публицистические листовки и брошюры; литературные произведения, издававшиеся в штабе Кутузова.

С конца 1812 года, когда в Главную квартиру приезжает император Александр, существенно, меняется политическая направленность изданий походной типографии. Вместо активной поддержки народных ополчений и партизанских отрядов листовки объявляют спасителем Отечества государя императора. Отныне доблесть защитников Родины проверяется через верность престолу и вере. Что же касается прокламаций, предназначенных для европейского читателя, они по-прежнему разоблачали все акции французской военной пропаганды, оперативно откликаясь на "Бюллетени Великой армии". Эти прокламации перепечатывались в иностранных газетах точно так же, как и известия из французской армии.

 

 

10. Российские журналы в период войны 1812 года ("Сын Отечества", "Русский вестник").

«Русский вестник» - ежемесячный журнал патриотической и монархической ориентации, издавался в 1808—1820 и 1824 в Москве С. Н. Глинкой на средства Ф. В. Ростопчина. Был посвящен борьбе с французским влиянием. Издание отличала славянофильская направленность, хотя такое понятие еще не было сформулировано русской общественной мыслью. Антифранцузская, антизападная тематика – лейтмотив всех материалов журнала. В годы войны военная тема становится главной - он дает информации о ходе военных действий, печатает патриотические стихи, очерки, зарисовки. Активным автором журнала был граф Растопчин, московский губернатор. Своими патриотическими статьями, при всей наивности их, Глинка в значительной степени содействовал росту национального самосознания, с особенной силой проявившегося в 1812 г. Глинка поставил себе целью подготовить общественное мнение к новой, неизбежной борьбе с Наполеоном. Когда кончилась борьба, миссия Глинки была выполнена; для дальнейшего влияния в журналистике у него не было никакой почвы. Беззаботный и наивный, он не мог руководить журналом сообразно с требованиями времени; поэтому и интерес к журналу, вызванный прежней деятельностью Глинки, после 1812 г. постепенно ослабевал. Напрасно издатель стал прилагать к своему журналу «Р. Историю», «Детское Чтение» и «Плутарха для юношества»; успех перешел на сторону «Сына Отечества», руководимого более искусным журналистом — Н. Гречем. В 1824 г. «Р. Вестник» вовсе прекратился, давно уже всеми забытый.

 

Журнал «Сын Отечества» появился в Петербурге в 1812 году на волне патриотического подъема, охватившего русское общество во время войны с Наполеоном. Н.И. Греч, преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета, создатель и редактор-издатель журнала, вспоминал, что его «сумасшедшая» идея была поддержана сначала С.С. Уваровым, товарищем министра народного просвещения, а затем и царской семьей, которая оказала начинающему журналисту финансовую поддержку в 1000 руб. (т.е. два годовых жалования рядового чиновника).

В каждом номере «Сына Отечества» публиковались воззвания и статьи, укреплявшие дух патриотизма, гордости за героические традиции России. Образ противника рисовался в сатирической окраске, что подчеркивалось публикацией политических карикатур художника Венецианова. Потребность в оперативности обусловила еженедельную периодичность (выходил по четвергам). Журнал отличало разнообразие жанров: помимо сводок с театра войны здесь печатались художественные произведения (преимущественно стихотворные), главным образом, военно-патриотической тематики. Новшеством были иллюстрации (А. Г. Венецианова, И. И. Теребенёва), в основном карикатуры. Уже в 1814 появился постоянный литературный отдел, включавший художественные произведения, критику, библиографию. В журнале печатались солдатские и народные песни, басни И. А. Крылов «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица», статьи А. П. Куницына, И. К. Кайданова. В начальный период в журнале принимали участие А. Ф. Воейков, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, Г. Р. Державин.

Журнал был тепло принят русской литературной общественностью и читателями.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 632.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...