Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ростопчинские афиши. Вопрос о пожаре Москвы и причинах поражения французской армии в русской и французской журналистике




 

(сами афиши можно почитать здесь: http://www.museum.ru/museum/1812/Library/rostopchin/index.html)

Ростопчин - русский государственный деятель, Московский градоначальник, генерал-губернатор Москвы, писатель, публицист.). Когда Ростопчин принялся за издание афиш, его литературная репутация была уже прочно установлена. Афиши Ростопчина в их целом были повторением размышлений Силы Богатырева, окрашенных ненавистью к французам и призывом к национальному чувству. Это ясно видели современники Ростопчина. Сам Ростопчин, вспоминая 1812 г., объяснял появление своих афиш ясно сознанной им необходимостью «держать город в курсе событий и военных действий», влиять на умы народа, «возбуждать в нем негодование и подготовлять его ко всем жертвам для спасения отечества», наконец содействовать прекращению беспорядков. Иное нужно сказать о тех афишах, которыми Ростопчин хотел поднять настроение москвичей, возбудить в них ненависть к врагу или внести известную долю успокоения во взволнованную атмосферу тогдашней московской жизни Когда Россия оказалась на пороге войны с Наполеоном, Александр I решил приблизить к себе Ростопчина В начале 1812 года граф приехал в Петербург, а 24 мая был назначен главнокомандующим в Москве, её военным губернатором. Известие это было с восторгом воспринято москвичами. Ростопчин сразу же развернул активную деятельность. В городе, на который было обращено внимание всей Европы, началась беспримерная по масштабам патриотическая агитация среди простого народа. Знаменитые ростопчинские афиши, призывавшие не бояться неприятеля, пользовались огромной популярностью. В Белокаменной формировались новые полки и самое большое в России ополчение. С приближением русской армии Москва оказалась главной базой её снабжения оружием и продовольствием. Сам Ростопчин активно вынашивал идею народной битвы у стен древней столицы. Не получая от командования никаких указаний насчёт судьбы города, генерал-губернатор начал эвакуацию государственного имущества и учреждений. Участь Москвы была решена без него, граф даже не был приглашен на военный совет 1 сентября. На следующий день русские войска оставили город, и он сразу же загорелся в нескольких местах. Французские власти не без оснований обвинили в поджоге Ростопчина. В пользу этого говорили и показания поджигателей, и ряд документов и свидетельства очевидцев. Но сам граф отказывался от своего участия в организации грандиозного пожара.

После ухода неприятельских войск из Москвы, генерал-губернатор занялся восстановлением нормальной жизни. Город постепенно отстраивался, и под руководством Ростопчина был составлен план реконструкции. Однако москвичи постепенно забывали свой патриотический подъем лета 1812 г. На смену пришла скорбь об утерянном в огне войны имуществе. Общественное мнение принялось искать виновника своих лишений, и вскоре он был найден — Ростопчин. Ведь именно генерал-губернатор призывал москвичей оставаться в городе, ведь именно он обещал, что город не будет сдан неприятелю, и именно по его приказу поджигались их дома. Окружённый злобой и недоверием Ростопчин пытался найти поддержку в Петербурге, но царь не хотел идти вразрез с общественным мнением, и 30 августа 1814 года граф был отставлен с поста московского генерал-губернатора. Стремясь поправить здоровье, Ростопчин отправился за границу и встретил там восторженный приём. Европейцы чествовали его как героя, как человека, победившего Наполеона. Даже в парижских театрах останавливались спектакли, когда Ростопчин входил в свою ложу. Окружённый славой, граф вернулся в Россию только в конце 1823 года, где и скончался в 18 января 1826 года.

 

 

Отсутствие гласности как причина возникновения династического кризиса 1825 г.

Рассказываем про журналы – раскрываем, где было отсутствие гласности (т.е. на конкретных примерах).

В 1816 году сформировано «Вольное общество любителей русской словесности».Главная задача – поощрять желание к обмену мыслями, развивать жажду знаний, любовь к отечеству. Литература признавалась могучим средством воспитания гражданственности. Она должна помочь сломать психологию подчинения и безгласности.

С 1818 года издает журнал «Соревнователь просвещения и благотворения» ( до 1825 года) Легальный выразитель умеренной декабристской идеологии. Тираж 200-300 экз. Много места отводил изящной словесности. Печатались «думы» Рылеева, произведения Кюхельбекера и др. Вместе с тем, там помещались статьи о героическом прошлом русского народа. Печатались статьи о значении писателя. Законная, благоразумная свобода провозглашалась условием счастья народа. Много писал Сомов, страстно стремящийся разрушить каноны классицизма. Считал, что романтизм раскрепощает человека. Античная поэзия прекрасна, но нельзя без конца подражать ей. Литература должна отражать дух своего народа, быть самобытной.

В 1820-1821 многие члены общества сотрудничали в «Невском зрителе» Сниткина.

Это был литературно-публицистический журнал. В каждом номере публиковалась историко-политическая статья, в которой высказывалось общественное мнение, но из-за цензуры статьи писались не о России, а применительно к ней.

«Мнемозина» - альманах Кюхельбекера, выходил раз в три месяца. Критика мистицизма и унылой элегичности нашей поэзии. «Русская старина» - полемика с Карамзиным. Карамзин считал .что эпоха Петра еще не старина.

«Сын отечества» - Греча. Начал выходить в 1812 году. Выступает против литературных мнений «вестника Европы» Каченовского, против староверов и приверженцев классицизма. Защищает создание самобытного искусства, высоких гражданских жанров. Кюхельбекер настаивает на использовании оды в целях развития гражданской поэзии. Журнал берет под защиту поэму Пушкина «Руслан и Людмила».

«Полярная звезда». –1823-25 года. Издавался в годы усиленного правительственного надзора. Бестужев и Рылеев значатся как издатели. Иллюстраций не было. Два отдела: проза и поэзия. Бестужев, глинка, Рылеев, Булгарин, Гнедич, Давыдов, Дельвиг и.т.д.

Важное место среди материалов занимали Рылеевские думы. («Иван Сусанин», «Рогнеда»). Так же печатались басни Крылова. Отрывки из поэм Пушкина. В альманахе печатались только оригинальные произведения русских авторов. Не было переводов. 1823 г открывала статья Бестужева» взгляд на старую и новую словесность в России». Обзор был своего рода программой издания. Призыв изучать древность нашего слова, чтобы правильно понять исторические черты нашего народа. Отмечает недостаток образования в стране, дороговизну книг. Много намеков на деятельность декабристов. Критика «Северной пчелы», отмечает смелость «Московского телеграфа» Полевого

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...