Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прокурорский надзор: понятие, отличие от контроля, отрасли прокурорского надзора.
I. Понятие. Прокурорский надзор – это вид государственной деятельности: 1) осуществляется от имени государства. 2) осуществляется с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства. 3) осуществляется единой федеральной системой органов прокуратуры. 4) выражается в наблюдении за соблюдением ФЗ в ОГВ, ОМС, ЮЛ.
Это основная функция прокуратуры, наиболее эффективная форма обеспечения законности, без которой не может быть сильной государственной власти. Сущность прокурорского надзора заключена в утверждении верховенства закона. Следовательно, он занимает особе место в системе контролирующих органов. Особый статус прокурорского надзора способствует наименованию прокурорского надзора «высшим надзором». Иными словами, он не распространяется на какие-то отдельные сферы жизнедеятельности, а распространяется на все, где работает закон. Задачи надзора: - Своевременное выявление нарушений закона. - Своевременное и радикальное устранение нарушений закона. - Предупреждение нарушений закона. Прокурорский надзор не относится ни к одной ветви власти, и вместе с тем, касается каждой ветви.
Показатели законности: - Соответствие действий и правовых актов ОГВ законам. - Отсутствие противоречий между ФЗ и СРФ, иными актами. - Реальное выполнение контролирующими органами обязанностей по выявлению нарушений закона. - Соблюдение требований законодательства в производствах.
II. Отличие надзора от контроля. Мнений о соотношении надзора и государственного контроля много. При этом очевидна необходимость систематизировать их и определить четкие критерии разграничения этих терминов применительно к сложившемуся в России государственно-правовому механизму. Удачная попытка такого юридического анализа была осуществлена М.С. Шалумовым, который считает, что государственный контроль как общегосударственная функция осуществляется на различных уровнях. Во-первых, это взаимный контроль различных ветвей государственной власти, реализуемый ими в специфических, только им присущих формах. Во-вторых, внутриведомственный контроль, т.е. контроль государственной системы со стороны вышестоящих звеньев в отношении нижестоящих, осуществляемый внутри каждой ветви власти. В-третьих, это вневедомственный контроль органов государственного управления за исполнением законов организациями и гражданами. Основное отличие контроля и надзора заключается в том, что надзорные органы всегда выполняют свои функции по отношению к не подчиненным им объектам и их деятельность носит надведомственный характер. Надзор - есть система установленных законами и иными нормативными правовыми актами действий и мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами, направленных на обеспечение соблюдения законов и законности государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
III. Отрасли прокурорского надзора. Сам по себе надзор единый. Отрасли выделяются для научного удобства: - Надзор за исполнением законов. - Надзор за соблюдением ПИСЧИГ - Надзор за исполнением законов органами ОРД - Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. - Надзор за исполнением закона исправительных учреждений.
Рассмотрение прокурором жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, производящих дознание. Данный вопрос регулируется в УПК: Статья 123. Право обжалования
Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа 1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. 2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. 3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. 4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.
Представляется, что по аналогии с ч. 2 ст. 125 жалоба может быть подана заявителем непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру. В любом случае срок принятия решения по поступившей жалобе не может превышать 10 суток. На рассмотрение прокурором или руководителем СО жалоб не распространяется общий 30-дневный срок, установленный ст. 12 ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Прокурор, рассматривая жалобу, вправе истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок (ч. 4 ст. 21 УПК и п. 1.14 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия").
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 639. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |