Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы воздействия в интервью. Виды директив




Описывая интервью как основной метод психологического консультирования, мы исходим из следующих предварительных соображений: психолог-консультатнт работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводится в специально назначенное время или другим специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Директива — самая сильная из техник воздействия. При ее использовании психолог говорит клиенту, какое действие ему сле­дует предпринять. В рамках разных теорий используются разно­образные виды директив, например:

  1. свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из Вашего детства ассоциируется это чувство...»;
  2. гештальт-метод работы с полярностями: «Представьте, что Ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени»;
  3. фантазирование: «Представьте, что Вы вернулись в прош­лое, в свое детство... Перед вами — девочка 5—6 лет. Эта девочка — Вы... Подойдите к ней поближе... Посмотрите, во что она одета, как выглядит... Вы можете спросить ее о чем-то важном...»;
  4. парадоксальная инструкция: «В следующий раз, когда испы­таете страх, не пытайтесь подавить его. Наоборот, усильте свой страх, расскажите о нем окружающим... Желательно, чтобы Вы испытывали в день не меньше трех приступов страха..:»;
  5. релаксация: «Закройте глаза... Почувствуйте свое тело... Расслабьте мышцы лица...»;
  6. пожелание: «Я хотел бы, чтобы Вы сделали следующее...»;
  7. домашнее задание: «В течение недели Вы должны каждый вечер письменно отвечать на следующие вопросы...»; «К следую­щей нашей встрече заполните этот опросник» и др.

Директива (указание). При использовании данной техники психолог указывает клиенту на то, какое действие он должен предпринять. Указание может быть направлено на изменение поведения или использование какой - либо техники в процессе консультирования. Применение этой техники основано на предположении, что клиент в процессе консультирования будет выполнять те действия, на которые ему указывает консультант.

Директива состоит в том, что мы сообщаем клиенту, какое действие, поступок ему следует предпринять или какого стиля поведения придерживаться. Функция директивы - ясно показать собеседнику, какого действия от него ждут.

Уместная и квалифицированная директива является одной из наиболее сильных техник. Тогда как неуместная или неумело выполненная директива только компрометирует терапевта в глазах клиента.

Директив не может быть более одной - двух в течение одной встречи. Причем каждая следующая из них не только сама менее ценна, но и снижает ценность предыдущей.

Во время беседы оценить эффективность директивы можно, используя технику обратной связи.

В психологическом консультировании используются различные директивы в виде конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее...»:
• фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятельность...»;
• свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни...»;
• обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»;
• языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п.
Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения.

 

Психолог может давать указания клиенту, предлагая опреде­ленные изменения в поведении (тренировка поведенческих навы­ков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»), вовле­кая его в групповую работу (изменение пространственного поло­жения членов семьи).

Методы воздействия в интервью.

Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого таблицу (Абрамова, 2001):






Методы воздействия

Метод Описание метода Функция метода во время беседы
Интерпретация Новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога, это основа методов воздействия. Альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента.
Директива (указание) Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории. Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ.
Совет (информация) Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя. Давать полезную информацию.
Самораскрытие Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента. Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.
Обратная связь Дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие. Дает конкретные данные для самовосприятия.
Логическая последова-тельность Объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...». Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.
Воздействую-щее резюме Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь.
Открытые вопросы «Кто?»- факты, «Как?»- чувства. «Почему?» - причина, «Можно ли?» - общая картина. Выяснение основных фактов, облегчающих разговор.
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», отвечают кратко. Сокращают длинный монолог.
Пересказ Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова. Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания.
Отражение чувств Обращает внимание на эмоциональное содержание интервью. Поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает открывать чувства.
Резюме В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента. Полезно повторять периодически во время интервью. Поясняет направление беседы.

 

Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылкой на авторитет, апелляцией к литературным источникам, обращением к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для j клиента. Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент сопротивляется и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то пси­холог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, например, в следующей форме: «Вам трудно при­нять...», «Вам не хочется согласиться...» Это позволяет обозначить ситуацию сопротивле­ния клиента и одновременно отказаться психологу от сильного стремления переориентировать клиента, по­казать стремление психолога признать за клиентом не­которую правоту. Это утяжеление воздействия со стремлением смяг­чить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о чело­веке, позитивную информацию самому человеку со­здать трудно, так как он часто просто ничего приду­мать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения. Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о кото­рых он не думал. Позитивное обсуждение может быть не очень чет­ким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздей­ствия закончена.

21. Особенности применения психодиагностики в процессе консультирования.

Профессионально-психологическое конс. относится к деловому консультированию. Специфика его состоит в том, что оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии совершенствования и развития у человекапрофес­сиональных способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров, консультирование руководителей и персонала организации и т.п. В профессиональной диагностике можно выделить как минимум два направления:во-первых – психодиагностика как средство информационного обеспечения профессиональной ориентации и проф.во-вторых – психодиагностика того, как человек справляется с профессией, а также выявление наличия определенного уровня профессионализма у конкретного специалиста.Так, например, Э.Ф. Зеер в своей книге «Психология профессий» считает, что «психодиагностика – это теория и практика постановки психологическогодиагноза, т.е.выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков В практике профконсультирования широкоиспользуется развивающая психодиагностика.Ее особенности заключаются в следующем:· результаты диагностики используются для стимулирования потребностей личности в самопознании, самосовершенствовании, профессиональном становлении;выявляются деструктивные тенденции профессионального развития: кризисы, стагнации, деформации, а также недостаточный уровень развития профессионально важных качеств, способ­ностей с целью коррекции .










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1756.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...