Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудные» клиенты и способы работы с ними.




Е.Г. Вельская выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными» клиентами.С точки зрения Е.Г. Вельской существуют три предпосылки возникновения нормальных консультативных отношений:

1. У клиента есть проблема.

2. Консультант является экспертом.

3. Что-то должно быть сделано с проблемой.

«Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (сло­весном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылка­ми, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них.

Метакоммуникационный уровень - уровень подоплеки, того, что лежит за словами, того, что существует реально, помимо слов.

Е.Г. Вельская выделяет в метакоммуника­ционном уровне коммуникации три аспекта:

1. Экспрессивный. Это то, что партнеры выражают помимо вербалики, то, как они хотят, чтобы их поняли.

2. Атрибутивный. То, как они понимают друг друга, какой образ видят вдругом, какие качества склонны приписывать друг другу.

3. Командный. Это то, каких действий они хотят друг от друга, какого поведения они неявно требуют друг от друга.В соответствии с этими аспектами можно выделить три воз­можных типа отрицания предпосылок нормальных консульта­тивных отношений:

1. «Это не моя проблема». В этом случае клиент имеет тен­денцию себя вести как начальник своего консультанта. Расска­зывать он более склонен о других членах организации или се­мьи, у которых, на его взгляд, есть проблемы или которые эти проблемы создают сами.. 2. «Я сомневаюсь в вашей компетентности». Тут можно вы­делить два варианта:

аКлиент всегда знает положение дел лучше консультанта. Говорит много, в основном, абстрактно, точный смысл слов остается неясным. б2Клиент склонен формулировать свои сообщения консуль­танту в терминах, с помощью которых он выражает неува-,, жение предположениям консультанта..

3. «Это безнадежно, здесь ничего изменить нельзя». В про­цессе консультативной беседы клиент предпочитает согла­шаться с консультантом. Оружие против консультанта здесь -беспомощность клиента. Он вроде пытается все выполнять, но результат всегда выражается характерной фразой: «Я все пере­пробовал по вашему совету, но все оказалось бездейственным. Для работы с «трудными» клиентами используются раз­личные техники контрпарадокса:

1. Согласие и поддержка. Главный принцип здесь - пре­кратить бороться с клиентом. Занять позицию: «Да, вы экс­перт», «Да, вы лучше знаете». Консультант не принимает на себя роль лидера, не демонстрирует поведение «высококласс­ного» эксперта»

2. Экстраполяция. Сущность этой техники заключается в том, что вместо того чтобы блокировать неконструктивное по­ведение клиента, ему поддаются. Клиента поощряют к тому, чтобы, продолжая вести себя по-прежнему, он дошел до логи­ческого и окончательного конца, после чего почувствовал необ­ходимость смягчить, ослабить свои «отрицания».. 3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротив­ляется всем возможным вариантам решения проблемы. Кли­ента не только просят продолжать то, что он делает, но и под­разумевается, что (по крайней мере, некоторое время) иного выбора нет. Если клиент выражает убеждение, что ничего из­менить нельзя и его проблема неразрешима (отрицание третьей предпосылки возникновения нормальных консуль­тативных отношений), то консультант серьезно воспринима­ет это утверждение и отвечает: «Да, сейчас ничего изменить нельзя. Есть только две возможности: либо научиться жить со своей проблемой, либо признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог заставляет клиента делать выбор по собственному желанию, т. е. то, что клиент заявля­ет, то он и получает.

 

27.Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии.

 Алешина Ю (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Абрамова Г (2001, с.186) определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.На близких позициях находится Кочюнас Римантас-Антанас Броневич (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь – появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Эти черты Кочюнас Р.-А. Б. подробно описывает (1999, с.25-32). Во многом появление этих черт у консультанта Кочюнас Р.-А. Б. связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.Обозов Н.Н. (1993) , как мы уже говорили, цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну – изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Обозов Н.Н. заложил основы типологии клиентов, наметил адекватные способы поведения по отношению к разным типам клиентов психологов-консультантов.Флоренская Тамара Александровна (1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подходом. В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет задачу помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флоренская выделяет два

Копьев Андрей Феликсович (1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф. Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения жизни и межличностного общения., когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней

 

28. Классический психоанализ З.Фрейда в психологическом консультировании.

Классический психоанализ З.Фрейда всегда рассматривался вконсультативной психологии как весьма ограниченный по своим возможностямметод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы детскоговозраста; слишком большая временная длительность работы; отвлечённость отнепосредственной проблемы клиента и др.), значимость теории и практикиЗ.Фрейда этим никак не умаляется. Дело в том, что классический психоанализоказался на редкость продуктивным в качестве "прародителя" как непосредственно вытекающих и ассоциирующихся с ним течений (концепций и психотехник), так и тех, которые появились как реакция, пусть даже негативная, нанего.

 В классическом психоанализе выделяются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление ego для построения более реалистичного поведения.

 Роль психолога-консультанта. В классическом психоанализе роль и позиция

 психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована. Основные требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и личностная закрытость; умение и способность выдерживать "перенос" и работать с"контр-переносом"; тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает требование осознания собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента

 Требования и ожидания от клиента. Во-первых, от клиента ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, полная открытость и готовность к длительному (от нескольких месяцев до многих лет) периоду совместной работы. В-третьих, в условия контракта вносится пункт, согласно которому клиент берёт на себя обязательство воздерживаться от резких перемен личной жизни на протяжении курса психоанализа.

 Классический психоанализ включает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толкование сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ переноса.

 а) метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Для консультанта-аналитика важны: содержание, последовательность и блокировка в высказываниях. Последние

два момента являются ключами к неосознаваемой проблематике, определить

которую обязан психоаналитик.

 б) толкование сновидений. Этой технике посвящена знаменитая работа основателя психоанализа с идентичным названием. Во-первых, в сновидении различается манифестируемое и латентное содержание(последнее "включает в себя подавленные, представленные в иносказательной форме переживания"). Во-вторых, немаловажным является то обстоятельство, что во время сна ослабляются ego-защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. В-третьих, сновидение - не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс трансформации их в более приемлемую для принятия и совладания форму. Именно эту функцию сновидений

З.Фрейд обозначил как "работа сновидения".

 Задача консультанта-аналитика (психотерапевта) состоит в обеспечении интерпретации, раскрытии латентного содержания и, путем побуждения клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, - помощи ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

в) интерпретация, т.е. толкование, объяснение, включает в себя три процедуры: идентификацию (обозначение), разъяснение (собственно толкование)и перевод на язык повседневной жизни клиента. Основные правила интерпретации таковы:

 1) идти от поверхности вглубь;

 2) интерпретировать то, что клиент уже способен принять;

 3) прежде, чем интерпретировать то или иное переживание, указать клиенту на защитный механизм, лежащий в его основе.

 г) анализ сопротивления. Основная функция этой техники – обеспечить осознание клиентом своих ego-защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивления ego являются главной помехой на пути осознания различных проблем. Главное правило психоаналитика - использовать для интерпретации наиболее очевидные ego-защитные механизмы. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление его, ибо психологическая защита необходима, а именно осознание как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, ego-защитная функция уже не нужна.

 д) анализ переноса ("трансфера"). В классическом психоанализе перенос

 постулируется в качестве непременного атрибута психотерапии и специально

 поощряется специфической позицией аналитика (невмешательство, отстраненность, закрытость и т.п.). Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ зафиксированных форм поведения, интерпретации их и, тем самым, помощи в их переработке и изживании.

 

29.Индивидуальная психология Альфреда Адлера в психологическом консультировании.

Представление о человеке. А.Адлер разделял, пожалуй, одну из позицийЗ.Фрейда, что личность, в основном, складывается в первые шесть лет жизни.

 По А. Адлеру, человек - прежде всего сознательное существо, которое самосебя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни истремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализациичеловека - базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоитличностное развитие. Таким образом, А. Адлер выступил как предтеча субъективного (феноменологического) подхода в психологии, введя значимость внутренних переменных и экзистенциальных ценностей. Концепция А.Адлера с еёпринципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологиии оказала влияние на целое поколение психологов.

 Описание консультативного и психотерапевтического процесса

 Цели психологической помощи. В адлерианской психотерапевтической модели цели психологической помощи вытекают из основных положений концепции. Вкратце их можно представить следующим образом: снижение чувства неполноценности; развитие социального интереса (просоциальной направленности), коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни.

 Роль психолога-консультанта. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психотерапии. Основная предпосылка их работы - найти ошибку в "картине мира" клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Выделяется четыре типа ошибок: недоверие, себялюбие, нереалистические амбиции и недостаток уверенности. Отсюда начальная позиция психотерапевта (консультанта): диагностика. Для диагностики важна информация о "семейном созвездии" клиента и его "ранних воспоминаниях".

 Интерпретации сооответствущей информации образуют отправной пункт для психотерапевтической и консультативной работы. Отношения с клиентом строятся по принципу соглашения.

 Позиция клиента. Основное для клиента - занять партнерскую позицию, т.е. на равных по отношению к консультанту. От клиента ожидается активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире - поиск путей их коррекции. Клиент трактуется не как "больной" а как "растерявшийся". "обескураженный", поэтому подбадривание и обращение к его личностным ресурсам - важное условие совместной работы. В начале психотерапии именно клиент формулирует условия контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления их и т.п.

 Психотехника в аналитической психотерапии А.Адлера. Следующие процедуры: установление правильных психотерапевтических отношений; анализ и проработку личностной позиции клиента, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти же процедуры соответствуют и по названию, и по содержанию четырём этапам психотерапии.

 1 этап. Установление правильных отношений. Основное здесь - соответствующие установки в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Никаких особых приёмов, кроме соответствующих коммуникативных умений, не требуется.

 2 этап. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - добиться понимания, осознания специфики стиля жизни клиента. Важное место уделяется поэтому опросу о целях жизни: ("В чем вы видите своё предназначение?", "Вам нравится, на что вы расходуете свою жизнь?") и т.д.

 3 этап. Поощрение инсайта. Основное здесь - создание условий для инсайта ("озарения") - путём сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций, с тем чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности и стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание - вот смысл третьего этапа.

4 этап. Помощь в переориентации. Эта, заключительная, стадия психотерапии известна также под названием "воплощение инсайта в действие". Существуют специальные психотерапевтические приёмы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

 "Антисуггестия" (парадоксальная интенция). Смысл этой техники - в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. "Секрет" техники не только в том, что она "идёт в ногу" с защитными механизмами, благодаря отлаженному стереотипу действий, но и в том, что принудительное и многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента.

 Действие "Как если бы". Данная психотехника основана на типичной жалобе: "Ах, если бы..." Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание " если бы" - осуществилось. По сути, данная техника есть ролевая игра, в которой клиент изыскивает возможности компенсации неадекватных или "неполноценных" чувств, установок, действий. Причём не только в ситуации общения с психологом "с глазу на глаз", но и на протяжении определённого временного периода (например, в промежутке между двумя консультациями).

 Постановка целей и принятие обязательств. Правила в использовании этой техники просты. Цель должна быть достижима и реалистична, время ограничено. Если всё же цель не осуществляется, её можно пересмотреть. В случае удачи, клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желаемом для них направлении.

 "Поймай себя". Клиенту предлагается отслеживание его деструктивного поведения без впадания в самообвинение, скорее с тёплым юмором в отношении себя. Этот приём - предпосылка того, что в более позднее время получило название "self-monitoring". Причём он продуктивен тогда, когда клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. В использовании приёма важна временная отсылка к прошлому: "как прежде".

"Нажатие кнопки". Приём, эффективный с клиентами, чувствующими себяжертвами противоположных эмоций. Предлагается расслабиться и обратитьвнимание на то, какие образы или мысли вызывают неприятные чувства, а какие- приятные. После чего клиента обучают произвольно регулировать своёэмоциональное состояние "нажатием кнопки", т.е. принятием решения о том,на каких образах или мыслях сосредоточиться.

 

30.Аналитическая психология К. Г.Юнга в психологическом консультировании.

Основные теоретические положения К.Юнга. Центральное место в концепцииК.Юнга занимают следующие идеи:

 1) Преодоление любой односторонности в развитии личности, в особенностиодносторонности, связанной с приверженностью к сознательно отстаиваемымпаттернам и идеалам и порицание "теневой стороны" личной и общественнойжизни.

 2) Идея индивидуации как всестороннего, полного, синтезирующего сознательное и бессознательное развитие самости. Выделяя в качестве главноготеоретического различения дихотомию "осознаваемое-неосознаваемое", К.Юнгпосвятил свою жизнь разработке тончайших нюансов диалектической взаимосвязи этих двух инстанций человеческой психики. В сущности, весь теоретический аппарат аналитической психологии (понятие символа и знака,структуры "психеи" и структуры личности) есть попытка разработать теориюопосредования взаимосвязей компонентов основной дихотомии с использованием предельно широкого социокультурного контекста человеческой цивилизации.

Описание консультативного и психотерапевтического процесса

 Цели психологической помощи. Цели формулируются в терминах обучения постижению собственного внутреннего мира и самопознания посредством переживания всейполноты своего бытия (включая открытость неосознаваемому), что в перспективе ведет к индивидуации, т.е. к углублению полноты гармоничного бытия.

 Роль психолога-консультанта. В отличие от классического психоанализа, ваналитической психологии отсутствует жёсткая фиксация позиции психолога-консультанта. Более того, психолог-консультант юнгианского направления,судя по описаниям, строит свои терапевтические отношения с клиентом частично аналогично, частично противоположным психоаналитической традицииобразом. Схожесть состоит в признании и использовании переноса и контрпереноса. Отличие - в обеспечении принятия клиента и в специфике работы свнутренним миром клиента. Важным моментом в аналитической психотерапииявляется помощь клиенту в разделении осознаваемых и неосознаваемых инстанций и установлении коммуникации между ними.

 Специфика позиции и активность клиента. Что касается специфической позиции клиента ваналитической психотерапии и его переживаний, единственным условием поотношению к нему выступает наличие определённой мотивации, хотя этоусловие настолько универсально, что вряд ли стоит выделять его специально.

 Психотехника в аналитической психотерапии. За исключением упомянутыхвыше особенностей, психотехника аналогична психоанализу, но гораздо большее внимание уделяется толкованию сновидений, в котором контекст интерпретаций далеко выходит за пределы сексуальных коннотаций, а символикатрактуется не редукционистски-биологическим, а, скорее, культурологическимобразом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...