Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды группового консультирования.




1.Первая Т-группа («Т» — первая буква слова training -обучение) была создана в Национальной лаборатории тренингав Бетеле, штат Мэн, в 1947 году.

В основу работы группы были положены идеи Курта Левина о групповой динамике.

Участники Т-групп усваивают на собственном опыте, как поведение одного участника группы влияет на поведение других, и наоборот.

В этом отношении Т-группы подобны формам семейного консультирования, в котором обращается внимание на то, как работает система и как функционирует индивид внутри системы.

2.Группы встреч

Группы встреч выделились из Т-групп как попытка сосредоточиться на личностном росте отдельных участников группы, а не на самой группе.

Цель - предназначены для «нормально функционирующих» людей, которые испытывают потребность в «росте, изменении и развитии».

Формы группы встреч - от минимально структурированных групп Карла Роджерса до высоко структурированных открытых групп.

Основное внимание в таких группах независимо от структуры уделялось и продолжает уделяться индивидуальному выражению и осознанию эмоциональных реакций.

3. Гештальт-группы.

Понятие гештальта по Ф. Перлзу. Невроз как результат незавершенного гештальта. Три зоны осознавания. Механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция,

ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. Цели, задачи и основные функции гештальт-группы. Ответственность участников и функции терапевта. Техника «горячего стула» и «блуждающего стула». Основные принципы терапии: принцип «сейчас», принцип «Я - ТЫ», принцип субъективации высказываний, континуум сознания.

Уровни выражения чувств: блокированный, заторможенный, эксгибиционистский и спонтанный. Уровни терапевтического процесса: клише, игра роли, тупик, внутренний взрыв. Техники, направленные на интенсификацию и осознание эмоций: конфронтация, «пустой стул», диалог, фантазия, обратные процедуры, преувеличение поведения, диалог с собой или со значимым другим в настоящем времени, работа с фантазиями и сновидениями. «Театр сновидения» Дж. Цинкера.

Уровни функционирования: внутри личностный, межличностный, групповой. Фокусирование на контакте: с собственными функциями, с терапевтом, с членами группы.

Работа с контактом по И. Польстер и М. Польстер. Упражнения для расширения границ контактов. Терапевтические игры: эксперименты с различными ролями, отождествления со значимыми чувствами, отчужденными субличностями и интроектами. Варианты отыгрывания.

Основные техники: фокусирование части, выражающей неосознанное переживание; идентификация одной из трех зон осознавания; челночная техника; реверсия; упражнения на воображение, упражнения на осознание, метафора интеграции. Упражнения в парах, подгруппах и в группе.

4.Группы телесно-ориентированной терапии.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознание пациентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения дисфункций в этой области.

Исходный, более точный и емкий термин «body work» переводится одновременно и как «работа с телом», и «работа телом».

Телесно-ориентированная психотерапия — терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил воздействиям на тело.

Группы телесной терапии - группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается прямым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.

Телесные терапевты утверждают, что большинство психологических методов слишком рассудочны. Телесные терапевты пытаются преодолеть барьер психического и физического, подчеркивая значение интеграции тела и разума. Телесные терапевты, ставят акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой области.

Следует сказать, что наиболее известные виды телесной терапии начинали развиваться вне группового движения, и, хотя телесная терапия часто применяется в группах, не всегда ясно, как эффективно ее использовать. В этом отношении такие групповые подходы, как телесная терапия и гештальттерапия, имеют сходство: они фокусируются на взаимоотношениях между руководителем группы и ее отдельными участниками и только затем обращаются к поощрению и поддержке участниками друг друга.

Телесно-ориентрованная психотерапия помогает:

  1. восстановить контакт с собственным телом, его чувствительность (когда тело есть, но человек его не чувствует);
  2. восстановить чувствительность отдельных частей тела;
  3. восстановиться после травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационной период;
  4. при проблемах с координацией движений, ощущением границ;
  5. при навязчивых состояниях;
  6. при задержке телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти);
  7. при эмоциональном дисбалансе (трудности в сдерживании или проявлении эмоций);
  8. при отвержении себя, своего внешнего образа, проблемах с весом;
  9. при видимом отсутствии стабильности в жизни;
  10. при пережитом насилии, в том числе сексуальном;
  11. при остром горе, недопережитом горе, страхе смерти и страхе потери близких ;
  12. при невозможности отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».

Телесно-ориентированная терапия помогает и при многих других психологических и психосоматических трудностях.

В Телесно-ориентированной психотерапия – работают с

  1. Ощущениями: боль, холод, давление – их обнаружение и дифференцирование;
  2. Чувствами: горе, радость, страх и т.д.;
  3. Эмоциями, как телесным напряжением;
  4. Процессами: дыхание, как показатель качества жиз6ни, сердцебиение;
  5. Структурой: худоба, полнота, вялость, активность, знание психологического значения движений
  6. Импульсами: изучение цепочки импульс - желание и эмоции - план и решение – действие - ассимиляция (сигналы тела, возникающие внезапно и побуждающие к действию).
  7. Созданием телесных ресурсов

«Ключом» входа в проблематику человека является его тело, это и является основной особенностью телесно-ориентированной психотерапии. Оно реально, «всегда с тобой» и тело помнит все. ТОП изучает механизмы взаимодействия и восстанавливает связи межу телом, чувствами, мыслями, другими словами между ощущениями, эмоциями, действиями. Следует сказать, что наиболее известные виды телесной терапии начинали развиваться вне группового движения, и, хотя телесная терапия часто применяется в группах, не всегда ясно, как эффективно ее использовать. В этом отношении такие групповые подходы, как телесная терапия и гештальттерапия, имеют сходство: они фокусируются на взаимоотношениях между руководителем группы и ее отдельными участниками и только затем обращаются к поощрению и поддержке участниками друг друга. Как и гештальттерапию, ряд методов телесной терапии можно рассматривать в рамках когнитивного и физически ориентированного подхода. Такие разновидности телесной терапии, как биоэнергетика, метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интеграция (рольфинг) и первичная терапия, исторически связаны с терапевтическими методами Вильгельма Райха (Reich, 1949). Поэтому в центре внимания будет терапия Райха и биоэнергетический метод его ученика и преемника Александра Лоуэна.

 

5.Тренинговые группы и социально-психологический тренинг

Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

Занятие в группе предполагает психологическую безопасность. Чем ближе задачи тренинговой группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавторитарными, тем больше Т-группа (особенно ее сензитивный тип) приближается к группе встреч. И все же между Т-группой и группой встреч существует разница. Прежде всего Т-группа учит, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснении и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой личности. В Тэвистокской группе в качестве допущения принимается, что высказывания одного участника, его поведение, отраженное в групповом зеркале, разделяется другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим, нежели сумма его частей. Руководителю в такой группе отводится пассивная роль, в то время как члены группы исследуют особенности собственного поведения — руководитель группы остается в тени.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели:

1. Самосовершенствование личности.

 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на группы развития коммуникативных навыков и умений (подготовка руководителей, деловых людей); группы межличностных отношений (проблемы семьи, брака); группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности).

Иногда Т-группы применяются для изменения индивидуальной психологии клиентов. Особое значение придается непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Конкретные цели этой группы, направленность ее деятельности в основном определяются самими участниками групп.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людьми, Особая роль отводится сотрудничеству и этому специально обучают участников таких групп. Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

Основные этапы работы Т-групп

  1. Предоставление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности — «Какой я».
  2. Получение реакций от других людей на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы видим тебя».
  3. Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.
  4. Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Т-группы обычно используются как своеобразная социопсихологическая микролаборатория для выявления имеющихся у каждого из участников возможностей развития и отработки умений межличностного общения.

6. Социально-психологический тренинг как средство коррекции

В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.

СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Если в первом случае чаще преследуются индивидуальные психокоррекционные цели, то во втором задачи заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы, Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера, членов группы, просмотра видеоматериалов.

Общая цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например. коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп:

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д., т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как:

партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.

Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяют участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.

СПТ проводится в группах по 8—12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.

Обычный цикл занятий рассчитан на 30—50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20—24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.

Занятия могут проводиться с интервалами в 1—3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон— несколько занятий подряд по 8—10 ч непрерывной работы.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других членов группы) объективную обратную связь.

СПТ получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, социальных работников и т.д.

Не менее важная задача СПТ, решаемая в системе подготовки психологов, — выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психолога. Однако стереотипы в обычном общении, способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными.

Во время занятия группы СПТ, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми; развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других; повышается чувствительность к групповым процессам; вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.

Результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...