Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Консультированиек при переживании острого кризиса.
Кризис –это решающий поворотный момент в жизни каждого человека. Выделяют 2 кризиса: внешний(жизненная ситуация и события); внутренний(носят внутри психический характер. Внешний делят: ситуационный(не зависят отклиента.землетрясение), кризис перемен (переезд, выход на пенсию), депривационный (утрата близкого чел), интеграционный (связан с положит изменениями в жизни,но вызывающие стресс(свадьба,выздоровление)). Внутренний делят: кризис развития чел, болезнь как кризис, кризис отношений, состояние души, экзистенциональный (поиск смысла жизни, боязнь смерти), депривационный. Стадии кризиса: 1-нормальный; 2-предкризисное состояние; 3-собственно кризис; 4-возникновение новой формы; 5-стадия комфорта. Этапы консультирования.1-установление контакта на эмоциональном уровне. Здесь осн. действия консультанта: 1 идентификация чувств клиента; 2 используетсятехника открытие вопросы.2-сбор информации –изучение актуальной проблемы.3-формулирование проблемы.4-исследование возможностей-выяснение были ли в жизни клиента аналогичные ситуации и как он с ними справлялся.5-поиск альтернатив. 6- контракт –завершение. Идёт резюмирование.7 – заключительный –итог. В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния. Стадии кризиса. Нормальное состояние. Используются привычные способы решения проблем и поведения. Задействуются знакомые ресурсы. Сохраняется гибкость в подходе к проблеме. Напряжение и релаксация сбалансированны. На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для решения проблемы, наступает следующая стадия. Предкризисное состояние. Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стеснение, оцепенение мысли, скованность, заторможенность, ощущение фрустрации, страха. Ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами. Уменьшение гибкости. На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если эта встреча произошла, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия. Сам кризис или острый кризис. Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада. Эмоциональная и умственная дезорганизация. Возможна депрессия, суицидальное, криминальное поведение - в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного. Ощущение исчерпанности ресурсов. Дезинтеграция, крушение - крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни. Страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами. Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисного консультирования. Возникновение новой формы. Ощущается некоторая беспомощность из-за сомнений и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение. Намечается цель. Осознаются новые возможности. Происходит освоение новых моделей решения проблем. На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения. Стадия комфорта. Ситуация прояснилась, наметились пути выхода. Интегрированы новые модели решения проблем. Появляется чувство уверенности. Возвращается хорошее самочувствие. Происходит укрепление самооценки. Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания-периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость перемен. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни. Этапы кризисного консультирования: Установление контакта. Сбор информации. Первый принцип кризисного консультирования: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, бередить старые раны, та как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим. Формулирование проблемы. Исследование возможностей. Второй принцип - следует оставаться в рамках прояснения текущих событий. Поиск альтернатив. Третий принцип кризисного консультирования: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков. Контракт. Заключительный этап. Принципы ведения беседы: При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения. Поэтому консультант, при всей мотивированности беседы, должен внутренне быть несколько дистанцирован от клиента, но при этом выражать теплоту и поддержку. Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента. Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам. 25.Типы клиентов и их ориентации. Кратко упомянем некоторые социально-демографические характеристики клиентов, представление о которых необходимо для понимания основ психологического консультирования Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п. а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете"); 2.Рентная ориентация также может быть разделена на два вида: а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше"); б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят"). 3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |