Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консультированиек при переживании острого кризиса.




Кризис –это решающий поворотный момент в жизни каждого человека. Выделяют 2 кризиса: внешний(жизненная ситуация и события); внутренний(носят внутри психический характер. Внешний делят: ситуационный(не зависят отклиента.землетрясение), кризис перемен (переезд, выход на пенсию), депривационный (утрата близкого чел), интеграционный (связан с положит изменениями в жизни,но вызывающие стресс(свадьба,выздоровление)). Внутренний делят: кризис развития чел, болезнь как кризис, кризис отношений, состояние души, экзистенциональный (поиск смысла жизни, боязнь смерти), депривационный.

Стадии кризиса:

1-нормальный; 2-предкризисное состояние; 3-собственно кризис; 4-возникновение новой формы; 5-стадия комфорта.

Этапы консультирования.1-установление контакта на эмоциональном уровне. Здесь осн. действия консультанта: 1 идентификация чувств клиента; 2 используетсятехника открытие вопросы.2-сбор информации –изучение актуальной проблемы.3-формулирование проблемы.4-исследование возможностей-выяснение были ли в жизни клиента аналогичные ситуации и как он с ними справлялся.5-поиск альтернатив. 6- контракт –завершение. Идёт резюмирование.7 – заключительный –итог.

В течение жизни человек переживает самые разные кризисные состояния.
Кризис - поворотный момент, период опасного или неопределенного состояния, то есть кризис как нечто, хотя и опасное, но содержащее в себе возможность развития.
Причины кризиса.
Внешний фактор - различные жизненные события и ситуации.
Внутренний фактор - причины кризиса носят внутрипсихический характер. Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в его жизни.
Сущность кризиса.
Накопленная неудовлетворенность является причиной возникшего кризиса. Иногда любое даже незначительное и далекое от "кризисной зоны" событие может стать "последней каплей" и развернуть пружину кризисного состояния. Поэтому консультант должен:
1. Избегать преждевременных оценок причины кризиса;
2. Отличать истинную причину от провоцирующего фактора.
Кризис наступает тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы.
Острый кризис ограничен во времени. Он, так или иначе, приводит к тому или иному решению или исходу и обычно не продолжается более шести недель. Во время кризиса человек вынужден отказаться от привычных образа действия, мыслей и предрасположен к усвоению новых установок.
Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая будучи сфокусирована и направлена, может помочь благополучному выходу из него; в противном случае хаотичная буря эмоций носит разрушительный характер. Поэтому работа с клиентом в кризисном состоянии должна быть сосредоточена на том, чтобы "вентилировать" чувства клиента, касаясь событий его жизни.
"Вентиляция" чувств - это не обязательно разговор только о чувствах. Если клиент рассказывает о волнующих его событиях, поступках, фактах, давая выход своим эмоциям, это наиболее естественный и эффективный способ снизить негативное напряжение.

Стадии кризиса.

Нормальное состояние.

Используются привычные способы решения проблем и поведения.

Задействуются знакомые ресурсы.

Сохраняется гибкость в подходе к проблеме.

Напряжение и релаксация сбалансированны.

На этой стадии человек успешно противостоит стрессу. Если же его действий недостаточно для решения проблемы, наступает следующая стадия.

Предкризисное состояние.

Усиление ощущения неуверенности, душевного дискомфорта, переживание необычности происходящего, внутреннее стеснение, оцепенение мысли, скованность, заторможенность, ощущение фрустрации, страха.

Ощущение безысходности при неудачной попытке решения проблемы старыми способами.

Уменьшение гибкости.

На этой стадии человек готов к встрече с консультантом и восприятию новых идей. Если эта встреча произошла, то при консультировании мы имеем дело с проблемой принятия решения. В противном случае наступает следующая стадия.

Сам кризис или острый кризис.

Переживается состояние сильного внутреннего конфликта, разлада.

Эмоциональная и умственная дезорганизация.

Возможна депрессия, суицидальное, криминальное поведение - в зависимости от типа реагирования: депрессивного или агрессивного.

Ощущение исчерпанности ресурсов.

Дезинтеграция, крушение - крушение самооценки, представлений о своем месте в обществе и в жизни.

Страх перед неизвестностью, неопределенностью, переменами.

Работа с клиентом, переживающим эту стадию кризиса, ведется в русле кризисного консультирования.

Возникновение новой формы.

Ощущается некоторая беспомощность из-за сомнений и нерешительности, но чувствуется также некоторое успокоение.

Намечается цель.

Осознаются новые возможности.

Происходит освоение новых моделей решения проблем.

На этой стадии консультации ведутся в русле принятия решения.

Стадия комфорта.

Ситуация прояснилась, наметились пути выхода.

Интегрированы новые модели решения проблем.

Появляется чувство уверенности.

Возвращается хорошее самочувствие.

Происходит укрепление самооценки.

Человеческая жизнь протекает как цепочка из переживания кризисов разной силы и продолжительности, выхода из них и проживания-периода благополучия. Именно в период благополучия созревают зерна будущих противоречий, то есть назревает необходимость перемен. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали эту тему: переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим переменам в своей жизни.

Этапы кризисного консультирования:

Установление контакта.

Сбор информации.

Первый принцип кризисного консультирования: в состоянии кризиса не следует решать давние проблемы, бередить старые раны, та как в этот момент у клиента нет сил справиться с этим.

Формулирование проблемы.

Исследование возможностей.

Второй принцип - следует оставаться в рамках прояснения текущих событий.
Пока человек находится в ситуации острого кризиса, его решения могут быть нереалистичными. А чаще всего "тоннельное мышление", сопровождающее кризисное состояние, непозволяющее видеть выход из создавшегося положения.

Поиск альтернатив.

Третий принцип кризисного консультирования: консультант не должен пытаться изменить чувства клиента. Он может только реорганизовать их в более конструктивное целое. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков.

Контракт.

Заключительный этап.

Принципы ведения беседы:

При общении с клиентом в кризисном состоянии существует опасность эмоционального заражения. Поэтому консультант, при всей мотивированности беседы, должен внутренне быть несколько дистанцирован от клиента, но при этом выражать теплоту и поддержку.
Необходимо сохранять внешнее спокойствие.

Следует избегать нереалистических обещаний и прогнозов, продиктованных желанием успокоить клиента.

Необходимо избегать проявлять слишком много активности в беседе и вмешиваться в то, что клиент должен решить сам.

25.Типы клиентов и их ориентации.

Кратко упомянем некоторые социально-демографические характеристики клиентов, представление о которых необходимо для понимания основ психологического консультирования Социально-демографические характеристики включают: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.
Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен пик обращаемости приходится на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте до 45 лет. Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высшего и среднего специального образований.
По социальному положению большинство клиентов являются служащими. Клиенты, как, впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в определенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности если консультант вступает в контакт с "пограничным" клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий. С особенностями личности связано и еще одно различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.
1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное,.." и "Я сам готов делать все, что вы мне скажете");
б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта ("Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...").

2.Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли вы специалист..."). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".
Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентации. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентации является показателем нуждаемости клиента не в консультировании, а в психотерапии.
Однако проблема заключается в том, что проявление названных ориентации может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...