Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.




Екатерина II пришла к власти в 1762 г., и провозгласила идеи просветителей основой своей государственной политики. Она считала себя их ученицей, переписывалась с Вольтером и Дидро. Вместе со своими современниками -- королем Пруссии Фридрихом II и австрийским императором Иосифом II она открыла эпоху “просвещенного абсолютизма”. Своими заявлениями о желании либеральных преобразований в России она вызвала огромное внимание к своей деятельности в Европе.

Манифестом просвещенного абсолютизма в России был “Наказ” Екатерины II, содержавший план создания нового законодатель­ного кодекса. Первоначальный проект “Наказа” был настолько радикален, что опубликовать его сочли невозможным. В проекте, подготовленном для публикации в 1767 г., Екатериной было сокращено около половины текста. Однако и в этом виде он произвел большое впечатление, Фридрих II сделал императрицу членом Берлинской Академии наук, а французская цензура запретила распространение “Наказа” во Франции.

Главная идея “Наказа” была провозглашена Екатериной II еще в 1762 г., при вступлении на престол. Она заключалась в том, что самодержавие само по себе, без нравственной и человеколюбивой цели, без заботы о благе подданных есть зло, пагубное для государства. Самодержавие введено не для того, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра”. Для этого власть самодержавия должна быть уравновешена властью закона. Необходимо, “чтобы люди боялись законов и никого бы кроме них не боялись”. Законы же должны запрещать только то, что вредно обществу. Карательное законодательство должно уступить место предупреждению преступлений. Средством для этого является просвещение.

Революционными для России были положения “Наказа” о недопустимости религиозных преследований и крепостного права. Он провозглашал принцип вольности и равенства граждан согласно “закону естественному”. Но пойти на реальное осуществление этих идеалов Екатерина II не могла. Поэтому она ставила вопрос лишь об улучшении современного состояния крепостных, в частности, регламентировании крестьянских повинностей. Правда, роль церкви была еще более ограничена. В 1762 г. подверглись секуляризации (огосударствлению) земли монастырей.

Для создания нового свода законов - “Уложения” в конце 1766 г. была созвана Комиссия, в которую вошли представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Всего собиралось 565 депутатов: 39% членов комиссии были представителями городов, 30% предста­вителями дворянства, 14% - от государственных крестьян, 5% - от высших государственных учреждений, 12% - от остальных групп населения. Депутаты должны были привести с собой наказы от своих избирателей с изложением нужд населения. Подобного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

Деятельность Комиссии началась летом 1767 г. Она выявила два важных факта. Первый состоял в незыблемости идеала самодержавия. Второй факт состоял в резком противоречии интересов сословий. Дворянство требовало исключительного права владеть крестьянами, землей и ее недрами, добивалось передачи местного управления в руки дворянства и создания своей сословной политической организации. Лишь отдельные дворяне-либералы предлагали ограничить крестьянские повинности и закрепить за крестьянином право на недвижимую собственность. В то же время купцы требовали оградить их от конкуренции торгующих дворян и снять с них разорительное государственное тягло, на несколько лет отвлекавшее их от торговли. Государственные крестьяне просили ограничить их налоги и повинности, оградить от произвола властей.

Это показало Екатерине II, что ее либеральные предложения обществу были преждевременными. Общественные силы не готовы были поддержать их. К тому же противоречия наказов помогли затянуть работу Комиссии, а затем свести ее на нет. Либеральные начинания Екатерины II оказались во многом показными. Когда крепостные крестьяне за время работы Комиссии стали слать царице жалобы на своих господ, Екатерина опубликовала указ, запрещающий жалобы и каравший за это каторгой.

Вместе с тем либеральные намерения Екатерины II помогли ей сплотить вокруг себя лучших людей той эпохи, создать духовную элиту, сплоченную общим политическим идеалом. К ней принадлежали Н.И. Панин, Ё.И. Дашкова, Д.И. Фонвизин. Это были первые русские либералы, поддерживавшие Екатерину во всех ее прогрессивных замыслах: - попытке создания в 1762 г. “конституционного” Императорского совета, оформлении “Наказа” и работе Комиссии, сами подававшие ей проекты об освобождении крепостных крестьян и введении конституционного строя. Они принимали участие в подготовке всех важных реформ, определивших место правления Екатерины II в российской истории.

Однако настроение императрицы было переменчивым. Сильное воздействие оказали на него чумные бунты в Москве в 1771 г. и особенно Крестьянская война 1773—1774 гг. под руководством Емельяна Пугачева. Это был донской казак, представлявший крестьянство и поднявший его на восстание, прибегнув к старому способу: объявил себя справедливым царем Петром III и призвал свергнуть с престола дворянскую императрицу Екатерину II, которая обманом захватила его престол (Екатерина действительно свергла с престола своего мужа).

В отличие от Разина, Пугачев сумел придать своей армии полурегулярный характер. У него был свой “двор”, “военная коллегия”, служившая штабом восстания. Он стремился укрепить дисциплину восставших и боролся с мародерством. Комплектуя свое войско, он прибегал не только к добровольному набору, но и мобилизациям. Но идеалы, которые он противопоставлял идеалам крепостнического государства, были такими же утопическими, как и у Разина.

Страх перед “пугачевским бунтом” несколько исказил первоначальный, либеральный план реформ Екатерины II. Тем не менее некоторые принципы либерализма были сохранены. В 1775 г. была осуществлена губернская реформа, разделившая Россию на 20 губерний и уезды. При этом впервые произошло официальное разделение административной, судебной и финансовой властей, соединенных при Петре I в руках губернатора. За соблюдением законов в губернии стал наблюдать прокурор. Заседатели губернских судов, а также весь состав уездных и городских судов избирались всеми сословиями, кроме крепостных крестьян. Появились филантропические учреждения, ведавшие строительством школ, больниц, приютов для сирот, богаделен и т.п.

Правда, власть в губерниях была разделена между сословиями неравномерно. Роль дворянства в них была преобладающей. Она особенно усилилась в 1785 г., когда была издана “Жалованная грамота дворянству”, по которой дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. За ними было закреплено право владеть землей и крепостными, строить мануфактуры. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского звания. Вводились губернские и уездные дворянские собрания как представительные сословные органы и выборный сословный суд. Тем самым в России права дворянства были закреплены законом.

Некоторые права были предоставлены и городам. В 1765 г. была проведена городская реформа, вводившая в России городское самоуправление, — городскую думу и городской суд. Купцы были освобождены от части повинностей. Отдельно были представлены интересы ремесленников. Однако значение городской реформы было незначительно. В отличие от дворян, обладавших развитым сословным самосознанием, самосознание городского населения было низким. Горожане еще не научились отстаивать свои права. В результате городское самоуправление попало под контроль губернаторов.

Тем не менее реформы Екатерины II имели принципиальное значение. Впервые в российском законодательстве понятие права в них было поставлено выше понятия обязанности, стало по отношению к нему первичным. Это означало начало перелома в политической культуре верхов общества, начало поиска компромисса между идеалами “государственных интересов” и “общественной пользы”.

Однако личное отношение императрицы к либералам изменилось. Она стала видеть в них не соратников, а опасных бунтовщиков, способных поднять в России революцию, подобную той, что началась в 1789 г. во Франции. В результате был заключен в Шлиссельбургскую крепость издатель сатирических журналов и древнерусских документов масон Н.И. Новиков. Был сослан в Сибирь автор “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Н. Радищев, первым резко выступивший против самодержавия, требовавший отмены крепостного права и восхвалявший народную революцию. Это был первый русский республиканец. Судьбу Новикова и Ра­дищева разделило целое поколение первых русских интеллигентов-разночинцев, появление которого было связано с созданным в 1755 г. Московским императорским университетом. Почти все они подверглись преследованию за “вольномыслие”. Это затрудняло условия создания в России потомственных интеллигентов - духовной элиты страны.

В 30—90-е годы XVIII в. Россия стала играть все более активную роль в международных отношениях. Она вошла в европейские военно-политические союзы и благодаря сильной армии занимала в них все более активнуюпозицию. Правда, для 30—60-х годов было характерно иностранное засилье в армии. Офицерские должности занимали главным образом немцы, которым покровительствовали императрица Анна Иоанновна, правительница Анна Леопольдовна и император Петр III. В русской армии была введена прусская система обучения солдат, немецкие мундиры, букли и косы, покрытые пудрой. Это отчасти способствовало росту дисциплины, но сковывало инициативу солдат - один из главных факторов боеспособности российской армии. Несколько ослаб флот, прекратилось строительство новых кораблей.

Важнейшее значение имело участие России в общеевропейском конфликте середины XVIII в. - Семилетней войне 1756—1762 гг. Это был первый случай участия России в войне такого масштаба. Пруссия претендовала на роль доминирующей силы в Европе. Король Фридрих II сумел добиться значительного усиления Пруссии и стал угрожать русским владениям в Прибалтике. В ответ Россия вступила в союз с Австрией и Францией. В дальнейшем к нему примкнули Швеция и Саксония. Пруссию поддерживала Англия.

В 1756—1757 гг. Фридрих II сумел нанести поражение последовательно Саксонии, Австрии и Франции. В ответ русские войска заняли Восточную Пруссию, вошли в Кенигсберг и удерживали их в течение 1758-1760 гг. В 1760-1761 гг. положение Фридриха II стало отчаянным, но его спасла смерть императрицы Елизаветы и вступление на престол Петра III, являвшегося поклонником Фридриха. Он немедленно прекратил войну против Пруссии. Только свержение Петра III его женой Екатериной II предотвратило участие России в войне против Австрии на стороне Пруссии.

Хотя Семилетняя война не дала России территориальных приобретений, ее победы над прусской армией, считавшейся в середине XVIII в. лучшей в Европе, укрепили престиж России. Не менее важным было миролюбивое отношение русской армии к мирному населению Кенигсберга и Берлина, забота военачальников о сохранности зданий. Впервые русские были приняты в Европе не как варвары, случайно одержавшие победу, а как представители культурной страны, с которой лучшие люди Европы связывали свои надежды на будущее.

Одним из них был великий немецкий просветитель И.Г.Гердер, живший в Восточной Пруссии во время ее оккупации русской армией. Первое опубликованное стихотворение Гердера было посвящено восшествию на престол императора Петра III. Впоследствии Гердер выдвигал утопический проект создания на завоеванных Россией причерноморских землях “Новой Ионии” - поселений с идеальным общественным строем, где должны были воплотиться надежды просветителей на то, что разум и гуманность являются основой человеческой природы. Это был качественно новый взгляд на Россию. На нее стали смотреть не с презрением и страхом, а с надеждой.

Россия сумела сыграть роль гаранта волеизъявления английских колоний в Северной Америке, начавших в 1775 г. войну за независимость против Англии. Екатерина II отказалась предоставить Англии право найма русских солдат для службы в Америке и признала независимость США. В 1780 г. Россия выступила инициатором “Декларации о вооруженном нейтралитете”, подписанной всеми великими державами (кроме Англии). В ней устанавливалось право нейтральных стран вести торговлю с США. Ответственность за нападения на нейтральные суда возлагалась на агрессора, т.е. на Англию. “Декларация” помогала прорвать морскую блокаду США, при помощи которой Англия стремилась поставить на колени молодое независимое государство. Кроме того “Декларацией” впервые устанавливались общие нормы морского права, принятые впоследствии всеми государствами. Для подкреп­ления “Декларации” Россия выслала в Атлантический океан военные суда для сопровождения торговых кораблей нейтральных стран. Все это заложило добрую основу российско-американских отношений.

Усиление России и ослабление Польши, которое не могло остановить даже изменение в 1791 г. ее политического строя (укреплялась королевская власть), что привело к участию России в разделе Польши между европейскими странами. В 1771 г. произошел первый раздел Польши между Россией, Пруссией и Австрией. Россия присоединила по этому договору часть восточной Белоруссии и часть Латвии с Динабургом (Даугавпилсом). В 1793 г. произошел второй раздел Польши, по которому Россия получила оставшуюся часть восточной Белоруссии с Минском, Волынь и Подолию. В 1795 г. произошел третий раздел Польши, по которому России отошли Западная Белоруссия, Западная Волынь, Литва и часть Латвии (Курземе). Польша как государство прекратила свое существование. Под властью российских императоров были объединены почти все земли восточных славян, входивших в Киевскую Русь, исключая Галицкие земли со Львовом (Галиция), вошедшие в состав Австрии.

Значение этих событий было противоречивым. С одной стороны, это резко увеличило политический престиж России, ее население и экономические ресурсы за счет развитых в экономическом и культурном отношении территорий. Население России, в начале царствования Екатерины II составлявшее 20 млн. человек, к его концу увеличилось до 36 млн. Россия стала одной из самых населенных стран Европы. Но, с другой стороны, разделы Польши привели к обострению национальных проблем в Российской империи. Польское дворянство, боровшееся за национальную независимость, стало дестабилизирующим фактором жизни страны. Его активность стимулировала реакционную русификаторскую политику правительства, усиливала русский национализм в обществе, способствовала разрушению идеи славянского единства.

Новую политическую ситуацию в Европе создала Великая французская революция 1789 г., казнь короля Людовика XVI в 1793 г. Отношения России и Франции были разорваны. Россия заключила союз с Пруссией, Англией и Австрией для совместной борьбы против революционной Франции. Это был союз реакционных сил Европы против очага идей народовластия и свободы, каким была Франция. Вместе с тем завоевательная политика захватившего в 1799 г. власть в стране Наполеона Бонапарта придавала действиям союзников законный, освободительный характер.

В 1799—1800 гг. российский флот под командованием Ф.Ф.Ушакова овладел рядом греческих островов, захваченных французами. Русские десантные войска вступили в Неаполь и Рим.

В 1799 г. началось и наступление русской армии под командованием А.В.Суворова, действовавшей совместно с австрийской армией. Разбив французов в Италии, русские войска освободили Милан и Турин. Успехом закончился героический переход русских войск в Швейцарию.

Однако в это время усилились противоречия между Англией, Австрией и Россией. Русская армия была возвращена на родину. Император Павел I начал политическое сближение с Францией, видя в ней союзника для борьбы против Англии. Он послал русских казаков в Индию, бывшую колонию Англии. Однако его убийство в 1801 г. сорвало планы коалиции Франции и России.

Усилению влияния России на события в Европе и ее экономическому развитию способствовало присоединение ею земель Причерноморья, находившихся под властью Османской империи и ее вассала - крымского хана. Борьба с турецкой армией всегда была трудной для русских из-за огромной численности турецких войск

Косвенным следствием первой турецкой войны был штурм и уничтожение в 1775 г. русскими войсками Запорожской Сечи, являвшейся непостоянным союзником России. Часть запорожцев (“некрасовцы”) ушла в Турцию, часть была переселена на Кубань. В 60—80-е годы XVIII в. было уничтожено казацкое самоуправление и остатки автономии Украины. В 1783 г. к России были присоединены Крым и Кубань. Это послужило поводом ко Второй турецкой войне 1787—1791 гг. Важнейшие победы в ней были одержаны великим полководцем А.В. Суворовым. В 1783 г. “Георгиевский трактат” с русским правительством заключил грузинский царь Ираклий II. Россия должна была гарантировать неприкосновенность грузинских земель, власть царя и его потомков, а за это Грузия отказывалась от самостоятельной внешней политики. Однако царское правительство не исполнило своих обещаний. Когда в 1795 г. турецкая армия вошла в Грузию и разграбила Тбилиси, русская помощь не пришла. Воспользовавшись ослаблением Грузии, русское правительство в 1801 г. включило ее в состав России, обманом заставив знать принять присягу на верность Александру I (1801— 1825 гг.). Это стало основанием для возникших впоследствии русско-грузинских противоречий.

В результате к началу XIX в. Россия укрепилась в северном и восточном Причерноморье. Были созданы новые города: Херсон, Николаев, Екатеринослав, Симферополь, Севастополь. Активную роль в их строительстве и заселении сыграл князь Потемкин. При этом его разумная национальная политика позволила примирить с русской властью крымских татар, в течение 300 лет бывших врагами России.

Имперский характер национального самосознания. Переплетение сложных политических и национальных отношений, в которые была втянута Россия в XVIII в., стимулировали развитие национального самосознания русских, осознание ими величия своего народа. Этот процесс шел в борьбе против немецкого влияния, распространившегося в России в 30—40-х годах XVIII в. Во многом это была реакция на унижение, которому подвергали русских немцы, обвиняя в лености, халатности, недисциплинированности, неумении доводить работу до конца, выражая презрение к русской культуре и русскому языку. Реакцией на это было изгнание немцев с ведущих постов в государстве и армии, наблюдаемое в годы правления дочери Петра I - Елизаветы, на которую смотрели как на защитницу интересов русского дворянства.

Характерной фигурой этой эпохи был М.В.Ломоносов, боровшийся с засилием немцев в Академии наук, опровергавший норманнскую теорию происхождения русского государства и создавший грамматику русского языка. В этой борьбе он не стеснялся применять силу, бить немцев палкой. Вместе с тем он сам был лучшим доказательством способности русских к работе и научной деятельности. Он совершил фундаментальные открытия в физике и химии, занимался математикой, астрономией, географией, геологией, биологией и другими науками.

Особенности развития российского государства определили во многом имперский характер русского самосознания. Успешность внешней политики России в XVIII в. порождала политический авантюризм. Он был проявлением имперского, великодержавного мышления во внешней политике. Так, готовясь к первой турецкой войне, Екатерина II составила фантастический “греческий проект”, согласно которому в случае удачи войны предполагалось изгнать турок из Европы и разделить их владения между Россией, Австрией и Венецианской республикой. Главным пунктом плана было создание Греческой империи со столицей в Константинополе, причем кандидатом на греческий престол предлагался внук Екатерины II великий князь Константин Павлович, названный в честь последнего императора Византии Константина XI Палеолога, убитого турками при взятии Константинополя в 1453 г. В этом сказывалась опасность имперского мышления, за которое в конце концов приходилось платить кровью русских солдат.

События XVIII в. заложили глубокие противоречия в государственных и национальных отношениях, народном самосознании, во многом не разрешенные до сих пор.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...