Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская культура и быт в XVII веке.




Развитие новых торговых и дипломатических отношений с различными странами , расширение и увеличение центрального и местного аппаратов управления, встал вопрос о необходимости широкого распространения грамотности. К концу века в Москве насчитывалось 24% грамотного мужского населения. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Но и на селе были люди, стремившиеся к освоению грамоты и обучению своих односельчан. Но женщины и крепостные люди были повсеместно неграмотны.

В XVII в. распространенной формой обучения было домашнее образование. Посадских детей учили чтению, письму и счету. Учителями были либо священники, дьяки, либо грамотные члены семьи, либо приглашали учителей из-за границы. Началось обучение иностранным языкам, в основном латыни и польскому.

Интерес к образованию послужил толчком для открытия школ при монастырях и церквях, куда приглашались ученые монахи из Речи Посполитой. Ориентировались тогда на школы Украины и Белоруссии, которые долгое время были под ее властью и там была развита система школьных учреждений. В 1664 г. для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не только образован, но был и переводчиком, писателем. Он внес очень важный вклад в развитие нашего просвещения. По его предложению в 1665 г. при Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подъячих для приказов.

В 1667 г. братьями Лихудами было открыто Славяно-греко-латинское училище, позднее ставшее академией. Туда принимались дети любых сословий. Михайло Ломоносов туда и отправился учиться.

Научные знания находились на начальной стадии своего развития, главным источником были книги, привозимые из-за границы, которые переводились на русский язык. Стали собирать отчеты послов о тех странах, где они были, что привело к развитию географии и картографии. Великие географические открытия русских мореплавателей Семена Ивановича Дежнева, Василия Даниловича Пояркова, Ерофея Павловича Хабарова и многих других составлялись списки Дальнего Востока и Севера.

В литературе кроме Библии появились произведения разных жанров: сатирические повести «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»; жизнеописания святых – Жития святых или бытовые повести («Об Ульянии Осоргиной»), появилась и переводная зарубежная литература – рыцарские романы и т.д.

Большое развитие в ХУП в. получила архитектура: Теремной дворец в Кремле, дворец в Коломенском, появилось даже название стиля «нарышкинское барокко». В живописном искусстве стал славен Симон Ушаков (Спас Нерукотворный), появились первые портреты (парсуны). В 1672 г. был открыт первый в России театр при дворе Алексея Михайловича, но просуществовал он недолго, после смерти Ал.Мих. в 1676 г. театр был закрыт.

Анализируя развития культуры России в XVII веке, можно сказать, что началось ее «обмирщение», т.е. переход к светской, гражданской культуре.

Быт различных слоев населения России был подчинен церковным законам. Отличие было в количестве одежд, слоев на них, бояре отличались высотою своих шапок, длинною рукавов, да качеством платья. Народ попроще и одевался попроще, в тулупчики, тканые штаны и рубахи, девушки носили сарафаны с кофтами, женщины еще прикрывались платками и на голове обязательно кокошник, или повязанный витиевато платок. Приезжавшие в Москву иностранцы в своих нарядах вызывали удивление и даже осуждение. И все же на окраине Москвы появилась Немецкая слобода – Кукуй, где проживали военные специалисты, приглашенные для обучения армии, и их семьи. В середине XVII века там насчитывалось 200 дворов, в которых проживало 1500 чел. Они постепенно прививали знатным и богатым людям Руси вкус к модным танцам, европейской одежде, иностранным языкам.

Многие события в Европе способствовали появлению в среде русских бояр людей, понимавших необходимость реформ, изменений в экономике и политике самодержавия. Таковым был боярин Ордын-Нащокин при Ал.Мих., при царевне Софье князь В.В. Голицын, но их идеям не суждено было воплотиться в жизнь. Однако, думается, что они своими помыслами подготовили реформы Петра Первого.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...