Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.




1. Целенаправленность всего воспитательного процесса.

Постановка воспитателем цели, определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников, планирование на их основе всей жизнедеятельности.

Конечная цель воспитания двуедина.

1. Освоение социально-культурных ценностей общества.

2. Развитие (всестороннее, целостное, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. А в более узком смысле - предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического взаимодействия или воздействия (Веду детей в поход - зачем?).

   2. Воспитание - это процесс.

Процесс воспитания состоит из компонентов, каждый из них динамичен, изменяется под воздействием многих факторов.

   3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс.        

Следует при этом отметить, что воспитание - длительный и по существу непрерывный процесс. Процесс воспитания начинается с рождения ребенка и практически продолжается всю жизнь. Под воздействием различных факторов у человека меняются представления, взгляды, убеждения и поступки.

         4. Процесс воспитания является комплексным процессом:

· Личность нельзя развивать по частям. Но это не исключает, что на каком-то этапе может быть усилено внимание к решению тех или иных частных воспитательных задач.

· Должна существовать система воспитания.

· Необходимо в процессе воспитания учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности. У каждого конкретного человека свои интересы, потребности, свои радости и драмы, свое представление о мнимых и действительных ценностях.

Поэтому при организации процесса воспитания так важен личностно-ориентированный подход.

                5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.

Причем, по мере взросления и развития воспитанника, его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития.

Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, что позволяет воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

 

Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально волевую активность.

Подлинная сущность человеческой личности проявляется в ее поступках и действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это только предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но далеко не сама деятельность.

Поступки и действия будут характерны для него лишь тогда, когда они совершаются им неоднократно. В результате он на практике убеждается в правильности норм, усвоенных и осознанных им. Значит и истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, а в организации жизни ребенка.

Процесс воспитания - многофакторный процесс.

Макросреда

Микросреда

Географическая среда (местонахождение человека в определенных географических условиях) Социальная среда (политическая, экономическая, культурная) Семья Учебно-воспитательные учреждения Ближайшее бытовое окружение
         

 

Широкая среда действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсивность их действия неоднозначна и результативность - тоже.

Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.

 

Важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания.

Содержание процесса воспитания.

Организация освоения социально-культурных ценностей общества. Культура (филологический энциклопедический словарь) - специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в система социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, формированию его отношения к окружающему миру и самому себе.

 

Пять элементов культуры, которыми должен овладеть человек в процессе воспитания.

Добытые обществом знания: · о природе; · человеке; · обществе; · технике; · способах деятельности. Освоенные умения и навыки: опыт осуществления уже известных способов деятельности: · интеллектуальных · практических. Опыт творческой деятельности. Законы, правила общения людей. Нормы и правила, на основе которых строятся взаимоотношения людей в разных видах деятельности. Культура эмоционально-волевой сферы.

       8. Воспитание - процесс творческий,т.к.:

· овладение культурой носит творческий характер;

· каждое педагогическое явление далеко от стандарта и требует творческого подхода;

· сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом.

И.Я. Лернер сформировал основные умения и навыки творческого подхода в любой деятельности:

1. перенос знаний и умений в новую ситуацию;

2. видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3. видение новой функции объекта;

4. самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые;

5. альтернативное мышление, т.е. видение возможных различных решений данной проблемы.

 

       9. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, журналистами, писателями, руководителями кружков и секций и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 614.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...