Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущностная характеристика воспитания как педагогического явления.
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса. Постановка воспитателем цели, определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников, планирование на их основе всей жизнедеятельности. Конечная цель воспитания двуедина. 1. Освоение социально-культурных ценностей общества. 2. Развитие (всестороннее, целостное, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. А в более узком смысле - предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического взаимодействия или воздействия (Веду детей в поход - зачем?). 2. Воспитание - это процесс. Процесс воспитания состоит из компонентов, каждый из них динамичен, изменяется под воздействием многих факторов. 3. Воспитание – длительный, непрерывный процесс. Следует при этом отметить, что воспитание - длительный и по существу непрерывный процесс. Процесс воспитания начинается с рождения ребенка и практически продолжается всю жизнь. Под воздействием различных факторов у человека меняются представления, взгляды, убеждения и поступки. 4. Процесс воспитания является комплексным процессом: · Личность нельзя развивать по частям. Но это не исключает, что на каком-то этапе может быть усилено внимание к решению тех или иных частных воспитательных задач. · Должна существовать система воспитания. · Необходимо в процессе воспитания учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности. У каждого конкретного человека свои интересы, потребности, свои радости и драмы, свое представление о мнимых и действительных ценностях. Поэтому при организации процесса воспитания так важен личностно-ориентированный подход. 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем, по мере взросления и развития воспитанника, его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития. Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга - человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, что позволяет воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.
Эффективность воспитательного процесса тем выше, чем он больше обогащает и перестраивает потребностно-мотивационную сферу личности, развивает ее интеллектуальную и эмоционально волевую активность. Подлинная сущность человеческой личности проявляется в ее поступках и действиях. Для этого совершенно недостаточно одного желания поступать определенным образом, сознавать необходимость требуемого поведения: это только предпосылка практической деятельности, хотя и обязательная, но далеко не сама деятельность. Поступки и действия будут характерны для него лишь тогда, когда они совершаются им неоднократно. В результате он на практике убеждается в правильности норм, усвоенных и осознанных им. Значит и истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребенком, а в организации жизни ребенка. Процесс воспитания - многофакторный процесс.
Широкая среда действует на развитие человека стихийно. Среди ее факторов есть и позитивные, и негативные. Интенсивность их действия неоднозначна и результативность - тоже. Следовательно, эффективность тех или иных воспитательных воздействий и процесса воспитания в целом зависит от того, в какой среде он протекает.
Важнейшим признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. Содержание процесса воспитания.
8. Воспитание - процесс творческий,т.к.: · овладение культурой носит творческий характер; · каждое педагогическое явление далеко от стандарта и требует творческого подхода; · сама личность «педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом. И.Я. Лернер сформировал основные умения и навыки творческого подхода в любой деятельности: 1. перенос знаний и умений в новую ситуацию; 2. видение новой проблемы в знакомой ситуации; 3. видение новой функции объекта; 4. самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые; 5. альтернативное мышление, т.е. видение возможных различных решений данной проблемы.
9. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется специально подготовленными людьми: учителями, журналистами, писателями, руководителями кружков и секций и т.д. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 614. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |