Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Младенчество (орально-сенсорная стадия).
Основной кризис, который человек решает на этой стадии состоит между ЧУВСТВОМ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. Задачей матери является не только регулярно кормить ребенка и ухаживать за ним, но и способствовать созданию у него определенного образа реальности (ощущения, чему можно доверять, а чему доверять нельзя). Если мать часто оставляет ребенка без присмотра (“пусть потерпит - чтобы не избаловался”), кричит на него и пр., у человека в будущем формируется недоверие к окружающему миру, мнительность, неуверенность в себе. Если же этот конфликт преодолен успешно, у ребенка формируется такое важное качество как надежда (новообразование этого возраста). Позитивный результат развития – энергия и жизненная радость. Раннее детство (мышечно-анальная стадия). Задача этой стадии состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Если на этой стадии ребенок постоянно сталкивается с запретами и негативным к себе отношением, тогда появляется отрицательное новообразование, выраженное в чувстве сомнения в своих силах. Позитивный результат развития – контроль над собой, стремление к управлению реальностью. Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия). На этой стадии существует конфликт между инициативой и чувством вины. У ребенка появляются первые представления о том, каким может стать человек. С этим связана его чрезмерная познавательная активность. Очень важна адекватная реакция родителей на подобную активность. Позитивный результат развития – целеустремленность, уверенность в себе. 4. Младший школьный возраст (латентная стадия). Ребенок уже готов к освоению тех действий, которые выполняют родители, но ему необходимо для этого трудиться. В результате складывается чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если в этом возрасте у него постоянно что-то не выходит, развивается чувство недостаточности (или неполноценности). Позитивный результат развития – овладение методами и умениями. 5. Подростковый возраст и ранняя юность (подростковая стадия). Основное противоречие: между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача этого периода – поиск ответов на вопросы: “Кто я?”, “Каков мой дальнейший путь?”. При неблагоприятном развитии подросток может избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы на чем-либо, а может быть – с головой уйти в работу. Сформировать идентичность – значит верно соотносить себя со взрослым миром. Позитивный результат развития – преданность и верность.
Описание ситуации: Ребенок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу, и родителей это очень беспокоит. Причин нежелания ребенка идти в школу может быть несколько. В том числе, но не обязательно, это может быть и простая психологическая неготовность ребенка к обучению в школе. Определенный вывод о неготовности ребенка к началу обучения в школе нельзя делать только на основе заявления самого ребенка о том, что он не хочет учиться. Быть может, он так говорит потому, что еще сам толком не знает, что на самом деле его ожидает в школе, в частности – не подозревает о том приятном, с чем ему предстоит встретиться в школе. Возможно также, что, реально оказавшись в школе, ребенок быстро изменит свое отношение к ней в лучшую сторону. Тем не менее узнать, как сам ребенок объясняет свое нежелание идти в школу, в любом случае весьма полезно хотя бы потому, что все равно придется этого ребенка разубеждать, используя его же доводы. Кроме того, в процессе убеждения ребенка следует ориентироваться на уровень его сознания и понимания необходимости учиться. Родителям или психологу, если он будет консультировать ребенка, следует начинать именно с этого, то есть с детальных расспросов ребенка о том, почему он не желает идти в школу. Опрос можно вести по определенной схеме, последовательно задавая ребенку такие вопросы: · Хочешь ли ты пойти учиться в школу? (Дальнейшие вопросы имеют смысл лишь тогда, когда на данный вопрос ребенок ответил отрицательно.) · Почему ты не хочешь идти учиться в школу? (Если ребенок подробно отвечает на этот вопрос, давая определенные ответы и на некоторые, следующие далее, вопросы, то часть из них можно пропускать. Если на этот вопрос последует самый общий, неопределенный ответ типа «не знаю», то все последующие вопросы необходимо будет обязательно задать.) · Зачем вообще нужно ходить в школу? · Что в школе может быть плохое? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе? · Чем обычно занимаются в школе? · Что такое школьные уроки? · Чему можно в школе научиться? · Станет ли тебе лично лучше или хуже от того, что ты пойдешь учиться в школу? Если тебе станет лучше, то объясни, почему. Если ты считаешь, что станет хуже, то также попробуй объяснить, почему ты так считаешь. · При каких условиях ты все же согласен пойти учиться в школу? Это только приблизительный перечень возможных вопросов, которые можно задать ребенку семилетнего возраста в связи с выяснением причин его нежелания учиться в школе. Число и содержание этих вопросов можно расширить и варьировать в зависимости от того, как ребенок будет отвечать на задаваемые ему вопросы. Главное здесь состоит в том, чтобы точно установить причину нежелания ребенка идти учиться и дать ему целенаправленные советы, следование которым повысит уровень мотивационной, личностной готовности ребенка к школьному обучению. Работа по повышению уровня мотивационной готовности к обучению в школе с ребенком, который вскоре должен будет пойти учиться, сводится к тому, чтобы самыми разными, доступными и эффективными способами вызвать у него повышенный интерес к учению. Такой интерес, если он у ребенка изначально отсутствует, сравнительно легко породить в том случае, когда отсутствие желания учиться основано на незнании того полезного, что ребенку может дать школа. Однако причин нежелания ребенка идти учиться в школу может быть много, и среди них может оказаться, например, недостаточная когнитивная или же коммуникативная готовность ребенка к обучению. Тогда вместе с началом обучения ребенка необходимо будет проводить активную специальную работу по повышению уровня его готовности к обучению в двух указанных аспектах.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 563. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |