Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристика ценностно-ориентационной деятельности.
Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.). Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне. Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора. Универсальным исходным методом и основой технологии организации развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Его изучению посвящены работы В.М. Коротова, А.Ю. Гордина и других исследователей. Педагогическое требование является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообразности: соответствия тем основным нравственным принципам, основу которых они закладывают; действительным возможностям детей; ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвращения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций. Требование должно быть конкретным. Это открывает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент. Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей, нужно отметить, ссылаясь на С.Л. Рубинштейна, что извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи они не всегда могут быть приемлемы. Это означает, что в условиях педагогического процесса требование должно рассматриваться только в контексте так называемого рефлексивного управления. При рефлексивном управлении речь должна идти не о прямом управляющем воздействии, а о передаче субъекту деятельности "тех оснований", из которых он мог бы выводить собственные решения. Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников - не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к творческому саморазвитию, формирование потребности в нем, вооружение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирование активности и самостоятельности. Педагог же в этом процессе выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность. ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которое отражает в его сознании целостную картину мира и определенную направленность его деятельности. Умственное воспитание.УВ - процесс направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения. Задачи УВ: 1. развитие качеств ума (быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность); 2. развитие мыслительных операций, (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 3. планирование деятельности; 4. ставить цели и работа с источниками. Умения, которые нужно сформировать: читать, писать, считать, излагать мысли, самостоятельно работать. Две точки зрения на природу умственного развития: 1. интеллект, умственные способности даны от рождения. 2. умственные силы развиваются под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность -обучение. Умственное воспитание должно быть направлено на «зону ближайшего развития». Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения. Нравственное воспитание.Нравственное воспитание - формирование нравственной цельной личности (нравственные нормы, убеждения, отношения, чувства, поведение) Содержание НВ: 1. моральное воспитание (форм, нравственной сознательности, воли, чувств) 2. этическое воспитание (правила хорошего тона, культура поведения) 3. патриотическое воспитание (любовь, ответственность за родину) 4. национальное воспитание (чувство национального достоинства, гордости) 5. полит (уважение к закону, демократии) 6. эколог. (защита окр. среды) Уровни сформированности: 1. доморальный - выполнение норм из страха наказания. 2. конвенциальный - .. .не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе. 3. автономный - из-за осмысления их, принятия. Гражданское воспитание. Политическое сознание включает: 1. политическая сознательность (насколько человек овладел мировоззрениями политическими установками, проявленная стойкость в их проведении в жизнь) 2. политическое мышление (способность глубоко осмысливать полит, события, давать им оценку) Цель: формирование. политической культуры - политической сознательности, мышления, чувств. Показатели полит, культуры: полит, грамотность и активность в политике самообразовании, умение вести дискуссию, оценивать. общественные, явления с общечеловеческой и классовой позиций, отстаивать и пропагандировать свои полит, взгляды. Воспитание патриотизма.Патриотизм как качество личности проявление в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержательной, точки зрения патриотическое. воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов РФ. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение ин. яз. Правовое воспитание.Функции: 1. Воспитательная. (идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является. активное, и сознательное исполнение им норм нравственности и права) 2. Защитно - охранительная, функция права, оберегает закон, права граждан от нарушений 3. Система правового воспитания включает: 4. правовую грамотность (общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регул, отношения людей на основе закона) 5. правовая сознательность (понятия сущности и обществ, значения прав норм) 6. нравственно-правовые, и политические чувства (уважение к закону) 7. правовое мышление (умение оценивать поступки, поведение людей с точки зрения правовых норм); 8. правовая культура (знание и умение использовать правовые нормы). Цель: ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных задач. Эстетическое воспитание.ЭВ — процесс формирования у детей эстетической культуры, способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни. Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1) Эстетическое восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное) 2) Эстетические чувства (эмоциональные состояния) 3) Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным) 4) Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5) Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте) Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр. ЭВ реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Физическое воспитание.Ф.В. - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Задачи и содержание ФВ в школе: 1. развитие основных двигательных умений и навыков; 2. обеспечение правильного физического развития, 3. укрепление здоровья, закаливание; 4. пропаганда здорового образа жизни 5. формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта. Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника. Система ФВ в школе: физические упражнения, игры, спортландии, соревнование на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организация кружков, секций, посещение оздоровительных центров Критерии: соответствие Возраст, возможностям показатели физ. развития. Показатели: систематическая зарядка, личная гигиена, четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 804. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |