Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 5. Воспитательный процесс, его структура, этапно-цикличный характер. Тематический период как способ организации воспитательного процесса.
Воспитание: В широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; В широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых; В узком педагогическом значении – специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Существует теория авторитарного и свободного воспитания.
Социализация - развитие человека в результате воздействия всех факторов социальной среды. Воспитание- система целенаправленных взаимодействий и взаимоотношений. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.
При организации процесса в современной школе необходимо учитывать: 1. Переосмысливаются цели, содержание, структура образования в стране. 2. Современная школа раскрепощена для творчества. Свидетельство этому бурный рост новых типов учебных заведений, негосударственных школ, узаконенное право семьи на домашнее образование. Учитель выбирает программы, учебники, создает свои, авторские. 3. Широкое развитие в образовании получила система дополнительного образования. 4. В школе начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходом. Наступает переход от всех к каждому. 5. Россия по-настоящему сегодня включилась в мировое педагогическое пространство. 6. Новое время, новые условия работы привели в школу новых людей: ученых, практических психологов, педагогов, экономистов, инженеров, вузовских педагогов. 7. В современной школе используются современные, разнообразные формы руководства внеклассной воспитательной работой: классный руководитель, классная дама, воспитатель-куратор и т.д. 8. Реальностью в наше время стали социально-производственно педагогические комплексы, объединяющие учебно-воспитательные учреждения: детский сад, школа, дома творчества юных, колледжи, вузы, детские институты педагогов и психологов.
Новое время порождает новые проблемы, которые необходимо решать: · реформа образования, начатая «сверху» не всегда и не во всем понятна и поддержана «низами». · под влиянием возросшего прагматизма формируются цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Нравственно то, что приносит доход. · уменьшается роль педагога. Ему сегодня отказано в активной позиции, ибо ребенок провозглашен исключительно субъектом своего развития. · в среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые практикам-учителям; мощное расслоение детей по социальному признаку. Стартовые условия начала школьной жизни неравные. · обнищание массовой государственной школы. Падение престижа учительской профессии. · педагогическая драма воспитания (отказ от воспитания, как целенаправленной педагогической деятельности) стремительно превращается в общенациональную трагедию.
Воспитание- это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие их индивидуальности, самоактуализации личности. Воспитание осуществляется на пяти взаимосвязанных между собой уровнях. 1. Социетарный - аспект жизни человеческого общества в целом, трансляция от поколения к поколению создаваемой обществом культуры. 2. Институциональный - воспитание в специально созданных для этого условиях. 3. Социально-психологический - объектом воспитания становятся несанкционированные группы. 4. Межличностный - как сторона практики межличностных взаимодействий. 5. Интерперсональный - педагогическое воздействие в форме самовоспитания.
Сущность процесса воспитания.Воспитание - целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности). Цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание педагогической поддержки во всестороннем развитии Принципы воспитания: - целенаправленность, - связь с жизнью, - доступность, - учет индивидуальности и возраста, -последовательность, - опора на положительное, - гуманизация. Особенности воспитательного процесса: 1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие. 2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ) 3. Длительность. 4. Непрерывность 5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов) 6. Двусторонность. Самовоспитание - сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Процесс воспитания (психологическое) - процесс интериоризации, т. е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях). Воспитание - формирование отношений и качеств личности. Отношения - переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений. Качества личности - закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Система формирования личностных качеств: 1. Формирование потребности и выработка определенного качества. 2. Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества. 3. Практическое формирование умений поступать так, а не иначе. 4. Развитие способности к проявлению волевых усилий. Содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами. Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) формирование патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) формирование трудовых и жизненных навыков; 5) формирование ответственного поведения; 6) формирование здорового образа жизни; 7) развитие эмоциональной сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания. Структура воспитательного процесса: Основными структурными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям. Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом. Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу. Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности. Для разработки стратегических линий управления воспитательным процессом многое дает анализ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании воспитания, которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой — использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |