Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антимонопольные и антитрестовые методы регулирования: отечественный опыт




Федеральные антитрастовые законы были приняты властью

Конгресса для того, чтобы регулировать как междуштатную тор-

говлю, так и торговлю с иностранными государствами. В наши дни

юрисдикционное действие большинства антимонопольных законов

распространяется на всю полноту власти Конгресса регулировать

торговлю, а власть эта значительна.

Антимонопольное регулирование в Российской Федерации ведет свою историю с1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынка" [1]. Закон определяетосновные положения государственной антимонопольной политики, направленнойна предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектомдоминирующим положением на соответствующих товарных рынках, а также формынедобросовестной конкуренции и способы ее преодоления. Впервые в этомнормативно-правовом акте был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный комитетРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новыхэкономических структур (с 1997 г. — Государственный антимонопольный комитетРоссийской Федерации - ГАК России, в настоящее время – МинистерствоРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства (МАП РФ)). К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:• подготовка предложений по совершенствованию антимонопольногозаконодательства и практики его применения, других нормативных актов ипроектов законов, связанных с функционированием рынка;• разработка для органов власти и управления рекомендаций  по проведениюмероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;• осуществление мер по демонополизации производства и обращения;• контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привестик доминирующему положению хозяйствующих субъектов;• контроль соблюдения антимонопольных требований при создании,реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.23. Особенности антимонопольной политики: мировой опыт. Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

В США главную работу по государственному контролю над монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля над соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Факторы формирования отраслевой структуры предприятий.

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи ит.п. К числу отраслевых факторов относятся: широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.

Региональные факторы определяют обеспеченность предприятия различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.

Необходимо отметить особое значение внедрения достижений научно-технического прогресса при осуществлении мер по совершенствованию структуры предприятий. Речь идет о постоянном совершенствовании структуры предприятия: изменении методов и форм организации производства с целью более эффективного использования науки и техники в производственном процессе; осуществлении мер по адаптации предприятий к изменяющимся условиям рынка.

К числу основных направлений совершенствования производственной структуры следует также отнести:

• интеграцию отдельных предприятий;

• поиск и реализацию мер по совершенствованию построения цехов и участков;

• обеспечение необходимой пропорциональности между всеми подразделениями;

• рациональное соотношение между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами и участками и т.д.

Для обеспечения эффективной структуры разрабатывается генеральный план предприятия.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Они составляют внешние факторы. Основные из них связаны с воздействием рынка и не контролируются предприятиями, но значительно влияют на производственную структуру предприятия.

Организация производственной структуры под влиянием внешних факторов определяет объем и темпы роста производства, освоения новой продукции, улучшение ее качества и т.д. Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру и инфраструктуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

ь особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

ь характер продукции и методы ее изготовления;

ь объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

ь степень развития специализации и кооперации;

ь мощность и особенности организации транспорта;

ь оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;

ь специфика принимаемой рабочей силы;

ь степень развития информационных систем и т.д.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...