Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административно-территориальное устройство и организация власти на местах в КНР.




КНР – унитарное государство. Из-за этнической специфики значимым вопросом является вопрос о территориальных автономиях. 93 % населения – ханьцы (этнические китайцы). Ещё до н. э. было много народностей со своими языками. особенностями культуры (одежда, еда, музыка), но после эпохи воюющих Царств была централизация, стала формироваться единая китайская общность. Складывается задолго до того, как стали складываться современны европейские нации (русские, англичане, французы).

Китай — унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. В Китае согласно ст. 30 Конституции действует трехзвенная система административно-территориального деления:

 1) к верхнему звену относятся провинции, автономные области* и города центрального подчинения;

 2) провинции и автономные области делятся на автономные округа, уезды, автономные уезды и города, образующие среднее звено;

3) наконец, уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки, составляющие нижнее звено. Города центрального подчинения и сравнительно крупные города делятся на районы и уезды, а автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Получается, что автономные округа — это как бы верхняя часть среднего уровня. Автономные области, автономные округа и автономные уезды именуются собирательно — районы национальной автономии.

Особые административные районы — это бывшие колониальные владения Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг), возвращенные Китаю соответственно Португалией и Великобрианией. Свободные экономические зоны — территориальные единицы со специальным таможенным режимом.

Местные органы государственной власти в провинциях, городах, уездах, волостях, поселках и городских районах

Система местных органов власти строится в соответствии территориальным делением. В территориальных единицах, указанных в ст. 30, кроме национально-автономных, учреждены собрания народных представителей и народные правительства.

Собрания народных представителей избираются прямыми выборами на пять лет, а собрания волостей, национальных волостей и поселков — так жепрямыми выборами на три года. Все остальные местные собрания избираются непосредственно нижестоящими собраниями сроком на пять лет.

В компетенцию местных собраний народных представителей входит обеспечение соблюдения исполнения на соответствующей территории Конституции, законов, административных актов, а также постановлений и решений вышестоящих собраний народных представителей, утверждение народнохозяйственных планов и бюджетов данной территориальной единицы и отчетов об их исполнении, формирование других местных государственных органов и ряд других полномочий, причем перечень полномочий собраний волостей, национальных волостей и поселков — более узкий по сравнению с перечнем полномочий остальных собраний.

Статус депутатов местных собраний в основном аналогичен статусу депутатов ВСНП, включая принцип императивного мандата, иммунитет и компенсации.

Сессии местных собраний народных представителей проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные сессии могут быть созваны по предложению не менее 1/5 числа депутатов данного органа.

Постоянные комитеты — постоянно действующие органы собраний народных представителей уездного и провинциального уровней, подотчетные собраниям в своей деятельности. Постоянные комитеты избираются в составе: председателя, заместителей председателя и членов. Все эти лица не могут одновременно занимать другие государственные должности. Постоянные комитеты руководят выборами в соответствующее собрание, рассматривают и решают важные вопросы политической, экономической, культурной, просветительской, здравоохранительной работы, деятельности администрации и межнациональных отношений на данной территории; вносят частичные изменения в народнохозяйственные планы подведомственных территорий, контролируют работу народных правительств, народных прокуратур и народных судов соответствующей ступени, изменяют или отменяют ненадлежащие решения нижестоящих местных собраний народных представителей и их постоянных комитетов, принимают решения по кадровым вопросам, а также присваивают местные почетные звания. В отношении издания законоустановлений в период между сессиями собраний у постоянных комитетов такие же полномочия, как у собраний.

Местные народные правительства суть исполнительные органы местных собраний. В Конституции они характеризуются также как государственные административные органы. В КНР применяется система двойной ответственности и подотчетности этих органов: по отношению к собранию народных представителей соответствующей ступени (а в период между сессиями — соответствующему постоянному комитету) и по отношению к непосредственно вышестоящему народному правительству. Все народные правительства, таким образом, находятся под единым руководством Государственного совета и в его подчинении. В состав народных правительств входят: губернатор, заместители губернатора провинции, председатель и заместители председателя автономной области, мэр и заместители мэра города, а также начальники секретариатов, департаментов, бюро и председатели комиссий.

В КНР для реализации на практике концепции "одно государство — два строя" была найдена такая форма, как особые административные районы (ОАР). Как отмечалось, этот статус получили китайские территории, которые являлись ранее колониями Великобритании (Гонконг) и Португалии (Макао). Это единицы, обладающие "высокой степенью автономии" и непосредственно подчиненные Центральному народному правительству КНР.

Главой ОАР является главный администратор, избираемый непосредственно или путем консультаций из числа постоянных жителей ОАР — китайских граждан и назначаемый Центральным народным правительством. Он руководит правительством ОАР и издает административные указы, обеспечивает исполнение Основного закона ОАР и несет за это ответственность, подписывает и публикует законы, принятый бюджет, наделен правом отлагательного вето и роспуска законодательного совета, представляет проект бюджета и доклад об исполнении бюджета, рекомендует или назначает различных высших должностных лиц, обладает правом помилования или смягчения наказания за уголовные деяния, а также иными перечисленными в Основном законе полномочиями. Срок полномочий главного администратора — пять лет, но возможно однократное его продление.

Функции законодательной власти в ОАР выполняет законодательный совет, избираемый на четыре года. Полномочия его достаточно традиционные (за исключением полномочия "принимать прошения жителей Сянгана и выносить по ним решения"): принятие, изменение и отмена законов, бюджета, заслушивание докладов главного администратора, возбуждение процедуры импичмента против него, назначение высших должностных лиц и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 585.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...