Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральный канцлер – Ангела Меркель.




Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в ФРГ. Гражданство ФРГ.

Гражданство.
Задолго до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с установлением гражданства. При определении гражданства лица по рождению применяются в сочетании право (принцип) крови и право (принцип) почвы, что в целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев, поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств, создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.

Основной закон (ст. 16) устанавливает, что никого нельзя лишить германского гражданства. Вместе с тем допускается, что "утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства". Согласно Основному закону ни один немец не может быть выдан иностранному государству.

Гражданство страны приобретается по рождению, в результате усыновления или натурализации. По рождению немцем становится ребенок, рожденный в браке, если любой из его родителей является гражданином страны, а также рожденный вне брака, если немецкое гражданство имеет его мать или отец (такая возможность была предусмотрена лишь изменениями, внесенными в Закон в 1993 г.) при условии, что отец признал ребенка в соответствии с законодательством ФРГ.

Закон различает натурализацию по праву и по усмотрению властей. Условиями натурализации по праву являются дееспособность и совершеннолетие лица, постоянное проживание в стране в течение установленного срока (для лиц от 16 до 23 лет, посещавших немецкую школу в течение как минимум 6 лет, он составляет 8 лет, а для остальных — 15 лет); а также безупречный образ жизни, отсутствие судимостей за деяния, признаваемые преступными в ФРГ; отказ от прежнего гражданства; наличие в Германии жилища и источника дохода, достаточного для того, чтобы содержать себя и свою семью.

Указанным лицам не может быть отказано в натурализации. По усмотрению властей натурализация может быть произведена при наличии следующих условий: постоянное проживание в стране на законных основаниях в течение не менее чем 10 лет (для лиц, состоящих в браке с немецкими гражданами — 5 лет, а в исключительных случаях — 3 лет); уверенное владение немецким языком; знание основ государственного устройства ФРГ; готовность отказаться от гражданства другого государства. Для нескольких категорий лиц условия натурализации смягчены. Натурализация не допускается, если иностранец представляет угрозу безопасности ФРГ.

Общие принципы правового положения человека.
Основной закон открывается разделом, посвященным основным правам. Правда, некоторые права встречаются и в других разделах. Например, в разделе II ("Федерация и земли") закреплены некоторые политические права (в частности, права, связанные с созданием и деятельностью политических партий).

Регулирование прав и свобод человека и гражданина в Основном законе ФРГ имеет ряд особенностей. Прежде всего, с учетом содержания и структуры Основного закона следует разграничивать понятия «основные права» и «конституционные права». Основные права закреплены в одноименном разделе I конституции. Некоторые права (право избирать и избираться, право на местное самоуправление, уголовно-процессуальные права-Гарантии и т.д.) содержатся в других разделах Основного закона, т.е., будучи конституционными, не входят в число основных.

Вторая особенность ФРГ в позитивистской, а не естественно-правовой концепции прав и свобод, которой придерживается Основной закон: непосредственно действующими объявляются лишь права, получившие отражение в тексте Основного закона (ст. 1); никаких указаний о том, что государство гарантирует другие общепризнанные права и свободы, в Основном законе не содержится. Специфической чертой конституционного регулирования нрав и свобод в ФРГ является также их распространение на отечественных юридических лиц, если по своей Сущности эти права могут быть к ним применены (ст. 19).

В тексте Основного закона, как и во многих других конституциях, права человека и права гражданина четко разграничиваются, но граждане как субъекты прав и свобод именуются специфически — «все немцы», «каждый немец», при этом ст. 116 поясняет, что термин «немцы» — это не этническое, а государственно-правовое понятие, охватывающее всех граждан ФРГ.

Регулирование в Основном законе ФРГ отдельных видов прав и свобод характеризуется тем, что первоочередное внимание он уделяет личным правам, закрепляя право на свободное развитие личности, на жизнь и личную неприкосновенность (ст. 2), свободу вероисповедания, совести и выражения взглядов (ст. 4), информационные свободы (ст. 5), свободу преподавания, науки, искусства и исследований (ст. 5), тайну переписки и иных сообщений (ст. 10), свободу передвижения (ст. 11), право на неприкосновенность жилища (ст. 13).

Среди политических прав основными провозглашаются свобода мирных собраний без предварительного разрешения и заявления, хотя право собраний под открытым небом может быть ограничено законом или на основе закона (ст. 8); свобода союзов (ст. 9),'право обращаться с петициями, просьбами и жалобами в органы и учреждения публичной власти (ст. 17).

К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод Основной закон относит право собственности и наследования (особенностью является акцент на социальном предназначении собственности — ст. 14), право свободного выбора профессии и запрет принудительного труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда (ст. 9), право на образование (ст. 12).

Важная особенность конституционного регулирования прав и свобод в ФРГ — обстоятельная регламентация их ограничений. Общая концепция таких ограничений заключается в том, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает свободы других, а также конституционный строй и нравственный закон (ст. 2). При этом основное право может быть ограничено только законом или на основе закона; этот закон должен носить общий характер и называть ограничиваемое право с указанием статьи конституции, в которой оно содержится; существо основного права ни в коем случае не должно быть затронуто (ст. 19).

Специфическим институтом, связанным с ограничениями прав и свобод, является возможность индивидуального лишения таких прав и свобод, как свобода мнения, печати, преподавания, собраний, объединений, тайной переписки, собственностью или правом убежища, применяемого в отношении тех лиц, которые злоупотребляют этими правами для борьбы против основ свободного демократического строя. Лишение этих прав может быть осуществлено Федеральным конституционным судом (ст. 18).



Федеральный президент ФРГ.

Федеральный президент является по Конституции главой государства. Как и характерно, для парламентарной республики, должность президента во многом формальна, реальные полномочия по управлению государством сосредоточены у главы правительства (федерального канцлера).

Федеральный президент ФРГ

Понятие Президент – должностное лицо возглавляющее государство, представляющее страну в международных и внутренних отношениях. Исполнительную власть президент не возглавляет, и соответствующих полномочий у него почти нет
Требования к кандидату Такие требования вполне обычны: · гражданство ФРГ; · обладание правом избрания в Бундестаг; · возраст – 40 лет.
Порядок избрания Избрание президента, производиться специальным органом – Федеральным собранием(это не парламент!). Он создается только для выборов президента, никаких иных функций не выполняет, после избрания распускается. Состоит ФС из членов Бундестага и такого же количества представителей земель (избираются соответствующими ландтагами). Кандидат выдвигается членами ФС. Избрание – абсолютным большинством голосов.
Срок полномочий Срок полномочий– 5 лет. Избрание одного лица более чем на 2 срока подряд не допускается.

 

Внутриполитические Внешнеполитические Резервные
1. Подписывает федеральные законы 2. Обращается в Федеральный конституционный суд для проверки правовых актов 3. Выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера 4. Назначает федеральных министров (по представлению федерального канцлера) 5. Назначает на другие высшие военные и гражданские должности 6. Право помилования 1. Представляет государство в международных отношениях 2. Назначает и отзывает послов 3. Заключает от имени государства международные договоры 1. Вправе требовать созыва Бундестага 2. Право роспуска Бундестага при отказе в доверии правительству 3. Объявляет состояние войны

Федеральный президент не может занимать другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководящих органов предприятий, получающих прибыль.

Президент не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства: почти все его акты должны быть контрассигнованы (подписаны) также Федеральным канцлером или соответствующим министром, берущими таким образом политическую и юридическую ответственность на себя и правительство. Исключение составляют акты, касающиеся назначения и увольнения Федерального канцлера, роспуска бундестага и просьбы президента к уходящему в отставку Федеральному канцлеру продолжать ведение дел до назначения его преемника. Роль президента возрастает, если в бундестаге отсутствует партия или коалиция, обладающая большинством мест. Тогда он лично предлагает кандидатуру канцлера, определяя тем самым политическое развитие страны на несколько лет вперед.

бундестаг или бундесрат могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона (по инициативе не менее одной четвертой части членов бундестага или голосов бундесрата). Решение о предъявлении обвинения требует большинства двух третей членов бундестага или двух третей голосов бундесрата. Если Федеральный конституционный суд согласится с обвинением, он может лишить президента должности (причем суд имеет право временно отстранить его от должности уже после предъявления обвинения). Полномочия Федерального президента в этих случаях осуществляются президентом бундесрата.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...