Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции.




анции включает территориальные коллективы, т.е. самоуправляющиеся единицы, и иные территориальные образования, в которых местное самоуправление отсутствует. К числу первых относятся коммуны, департаменты и регионы, к числу вторых — кантоны и округа.

Коммуны, которых в стране насчитывается около 36 тыс., составляют основу территориальной организации Франции. Статус общин имеют не только сельские поселения, но и города. Основной орган самоуправления в коммуне — совет, избираемый населением коммуны сроком на 6 лет. Он, в свою очередь, тайным голосованием избирает мэра и его заместителей — тоже на 6 лет. Мэр является исполнительным органом местного самоуправления и одновременно представителем государственной власти в коммуне. К компетенции коммун относятся организация водоснабжения, торговли, содержание местных библиотек и музеев, дорог, взимание местных налогов и т.п.

Кантоны это исторические территориальные единицы, не имеющие каких бы то ни было собственных органов: как управления, так и самоуправления. Они используются как избирательные округа при проведении выборов в советы департаментов и судебные округа.

Департаменты это основные единицы местного деления. Во Франции насчитывается 96 департаментов. В каждом департаменте действует избираемый на 6 лет совет (генеральный совет). Он обновляется по 1/2 через каждые 3 года. Исполнительным органом является председатель совета, избираемый советом. Но в департаменте имеются не только органы самоуправления, но и орган государственного управления — назначаемый Правительством префект, осуществляющий административный надзор за деятельностью органов самоуправления департамента и контролирующий местные службы министерств.

Округ объединяет несколько департаментов и не имеет собственных органов самоуправления. Управление округом осуществляет- назначаемый Правительством супрефект, отвечающий за социальные вопросы, санитарию, благоустройство и т.п.

Регион, объединяющий от 3 до 5 департаментов, так же, как и департамент, имеет органы самоуправления и государственного управления. Органами самоуправления являются региональный совет, избираемый прямыми выборами на шесть лет, его председатель и бюро, избираемые советом, а также формируемые советом комитеты. Государственное управление в регионе осуществляет региональный префект, функции которого выполняет префект самого крупного в регионе департамента. Всего во Франции существует 22 региона.

Ряд бывших французских колоний сохранил государственно-правовые связи с метрополией, получив статус заморских территорий и департаментов. Это малонаселенные острова, находящиеся весьма далеко от метрополии. Наибольшей степенью юридической самостоятельности обладают заморские территории. Их четыре: Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и Арктические земли. Они имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти, которые обладают достаточно обширной компетенцией. Тем не менее, по некоторым вопросам законы для указанных территорий принимает Франция. Это вопросы обороны, общественного порядка, судебной и денежной систем. Кроме того, Правительство Франции назначает в каждую территорию представителя государства, который представляет его интересы и осуществляет контроль за соблюдением его законодательства.

Особенности германского конституционного права. Предмет государственного права Германии.

Образование современного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второй мировой войне.

Конституция ФРГ (она именуется Основным законом), выработанная в 1948-1949 гг. и вступившая в силу 23 мая 1949 г. в качестве временной только для Западной Германии, стала 3 октября 1990 г. Основным законом для всей Германии.

С ратификацией Договора об объединении между ФРГ и ГДР, который был подписан 31 августа 1990 г., и Договора <Два плюс четыре> (СССР, США, Великобритания, Франция, с одной стороны, и ГДР и ФРГ, с другой) прекратилось действие прав и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии, а Германия в целом обрела полный суверенитет.

Основные черты конституции.Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.

ФРГ состоит из 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены при внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента.

· германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;

· земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто - свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова - она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;

· германская федерация строится по принципу "сильный центр - сильные земли", на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия "горизонтальных связей" между землями;

· федеральное право имеет приоритет над правом земель;

· общепризнанные международные договоры иные правовые документы действуют в Германии непосредственно и являются частью национального права;

· законодательство связано конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие - правом;

Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов.

По форме правления германия представляет собой парламентскую республику, однако, учитывая весьма сильную позицию главы федерального правительства – федерального канцлера, некоторые характеризуют ФРГ как «канцлеровскую республику».Государственный режим поэтому можно смело характеризовать как министериальный.

Основной закон не содержит термина «парламент». В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат. Первый из них является избираемым, а второй — назначаемым. На этом основании большинство немецких конституционалистов заявляет, что парламентом Германии следует считать Бундестаг — избираемый коллегиальный орган, принимающий федеральные законы. Таким образом, парламент согласно этим воззрениям является однопалатным, Бундесрат же представляет собой собрание верховной бюрократии земель. Большинство российских теоретиков, однако, справедливо полагает, что функции и полномочия Бундесрата аналогичны традиционным функциям и полномочиям слабых верхних палат парламентов, поэтому его вполне можно считать верхней палатой парламента ФРГ, а сам этот парламент уместно таким образом характеризовать как двухпалатный.

Бундестаг (однопалатный парламент): - состоит из 598 депутатов; 18 лет, гражданин ФРГ; избирается народом Германии на 4-летний срок по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, то есть половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах (заградительный барьер – не менее 3), а половина - по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийным спискам); причем к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь те партии, которые преодолеют 5-процентный заградительный барьер в масштабе всей страны. Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вице-президентов.

Состав Бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти "сверхмандаты". Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение количества мандатов в Бундестаге.

Пересчет количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества "вторых" голосов, полученных данной партией, к общему количеству "вторых" присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении численности Бундестага - и более. Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.

Бундесрат - орган представительства земель (16 земель).. В настоящее время он состоит из 69 членов, которые делегируются в бундесрат правительствами земель в пропорции: каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов имеют четыре голоса, земли с населением свыше шести миллионов – пять голосов..

Члены бундесрата имеют императивный мандат , связаны волей пославшего их правительства и могут быть в любой момент отозваны. Депутаты от каждой земли в бундесрате должны подавать голоса солидарно (то есть члены бундесрата, делегированные одной землей, должны по каждому вопросу договориться межу собой и проголосовать одинаково).

Все рассматриваемые бундестагом законопроекты также направляются в бундесрат. Законопроект не может быть принят без одобрения бундесрата, если он касается вопросов налогообложения и бюджетной политики, территории и границ земель, организации власти на региональном уровне или других вопросов, отнесённых Основным законом к компетенции земель. Прочие за­ко­но­про­ек­ты бун­дес­рат мо­жет опротестовать, после чего законопроект должен быть повторно рассмотрен парламентом.

Федеральный президент

Согласно Основному закону главой Федеративной Республи­ки Германия является Федеральный президент.

Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из чле­нов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтага­ми германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорци­онального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депу­татов от данной земли и последних данных о численности населе­ния.

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундес­тага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президен­та обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Избранным на пост Президента считается кандидат, полу­чивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большин­ства, назначается третий тур, в котором для избрания Президен­та достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).

Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Повторное избрание допускается лишь один раз.

Полномочия:

предлагает кандидатура федерального канцлера

подписывает ФЗ

утверждает и освобождает от должности федеральных министров по представлении федерального канцлера

утверждение должностей федеральных судей

представление институтов гос-ва на м/у народной арене. Все акты подлежат контрассигнации федеральным канцлером. Искл.: об отставке канцлера или роспуске Бундестага.

Федеральный президент - Франк-Вальтер Штайнмайер

Федеральное правительство

Основной закон предусматривает следующий порядок фор­мирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера — главу Правительства. Избранным счи­тается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бун­дестага.

Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Феде­рального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Кан­цлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного боль­шинства палаты. Если же кандидат соберет относительное боль­шинство голосов, Президент может либо назначить его Канцле­ром либо распустить Бундестаг.

Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в прин­ципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с со­зывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструк­тивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех феде­ральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 693.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...