Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Германский федерализм, местное управление и самоуправление.




Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии - ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин - как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз ).

Основной закон регламентирует распределение полномочиймежду федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:

- исключительной компетенции федерации;

Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим вопросам:
1) иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;
2) гражданство Федерации;
3) свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача лиц другим государствам;
4) валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;
5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
6) воздушное сообщение;

- совместной компетенции;

Конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие области:
1) гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;
2) акты гражданского состояния;
3) право союзов и собраний;
4) право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;

- компетенции земель.

Каждая земля имеет однопалатный парламент- ландтаг, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьером.

Особенностью немецкой федерацииявляется и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду.

Конституция закрепляет основные принципы федеративного устройства государства:

- конституционный порядок в землях должен соответствовать положениям Основного Закона;

- на территории федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни, гарантируются равные права и свободы граждан;

- все земли имеют равный статус;

- приоритет федерального права перед правом земель;

- закреплена исключительная компетенция федерации, конкурирующая компетенция и компетенция земель;

- допускается возможность федерального принуждения, если земля не выполняет федеральную конституцию или законы;

- все учреждения федерации и земель должны оказывать взаимную правовую и административную помощь.

Местное самоуправление в Германии существует на двух уровнях: а) на уровне округов, статусом которых часто обладают крупные города и центры, и независимых городов; б) на уровне муниципалитетов, которые включают малые города и муниципальные федерации.

Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель. Они устанавливают, в частности, что государство должно предоставлять денежные средства общинам и их объединениям, устанавливать источники доходов, которыми общины вправе пользоваться по своему усмотрению. Более детально организация административно-территориальных единиц регулируется уставами общин, районов и округов. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорог, спортивных сооружений, туризма и др., для чего они могут устанавливать местные налоги.

Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые на срок от 4-х до 6-ти лет. Во главе округа стоит правительственный президент, назначенный правительством земли. В районе имеется избираемое на срок от 4-х до 6-ти лет районное собрание. Глава администрации района – государственный чиновник. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственно граждане избирают бургомистра. Бургомистр иногда нанимается по контракту на длительный срок – 8 - 12 лет.

Главной единицей считается община. Она может быть наделена любыми полномочиями публичной власти, за исключением тех, которые отнесены законом к высшим звеньям административно-территориального деления.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

- община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

- община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону;

- община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

1) южногерманская (в Баварии). Наряду с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обер-бургомистр, который избирается гражданами. Обер-бургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

2) северогерманская (в земле Нижняя Саксония). Представительный орган – совет- избирается населением. Представительный орган (совет), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Комитет занимается подготовкой решений совета, а директор руководит общинной администрацией, ведет текущие дела. Решающая роль также принадлежит совету;

3) совет – бургомистр (Пфальц, Саар). Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем, а так же председателем городской управы – органа управления. В отличие от южногерманской, модели бургомистр обладает значительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;

4) совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург). При магистратной форме организации местного самоуправления население избирает представительный орган – совет общины, который, в свою очередь, избирает исполнительный коллегиальный орган – манистрат. Магистрат состоит из бургомистра (председателя), заместителей бургомистра. Бургомистр в магистрате занимает положение "первого среди равных".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...