Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционно-правовой статус канцлера ФРГ. Положения Основного Закона ФРГ, обеспечивающие доминирующее положение канцлера в государственной системе страны.




Согласно Основному закону Германии, принятому 23 мая 1949 года, Федеральный канцлер является председателем федерального правительства Германии. Бундесканцлер избирается Бундестагом (парламентом Германии) по предложению федерального президента сроком на 4 года.

Только федеральный канцлер имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия. Суть его заключается в том, что, во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства (только в случае отставки канцлера правительство также уходит в отставку, что предусмотрено ст.69 Основного закона). Во-вторых, Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия главе правительства только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение о кандидатуре для избрания нового главы правительства. В ФРГ подобная процедура была полностью реализована и повлекла смену канцлера только один раз - в 1982 г.

Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства (а без согласия Бундестага - и в состав наблюдательного совета) какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (ст.66 Основного закона)

 

Руководящее положение в Правительстве занимает Федеральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федерального канцлера значительно усилена за счет полномочий и Президента, и парламента, и министров. В результате глава Правительства — Федеральный канцлер — становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Неудивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.

Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую политическую линию Федерального правительства (ст. 65). Федеральный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдельных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федеральным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период "состояния обороны", когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 912.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...