Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Британский Парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством.
Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент — триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически — палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически — палату простолюдинов). Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами (есть некоторые исключения из этого правила в пользу нижней палаты) и подписан монархом. Палата общин. Палата общин (нижняя) – общенациональный представительный орган, избираемый на 5 лет по мажоритарной системе относительного большинства.Включает 650 депутатов. Формирование Палаты общин осуществляется путём всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Это означает, что для получения депутатского мандата кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей, при этом он вправе избираться в нескольких округах одновременно, а после объявления результатов выборов, в случае победы, он должен решить, какой округ будет представлять в Палате общин. Важную роль в реализации функций палаты играют парламентские комитеты. Их виды: · Общие – временные, образуются для обсуждения конкретных законопроектов. · Специальные – постоянные, контроль за Правительством и обсуждение соотв. проблем. · Большие - постоянные, обсуждения проблем регионов. · Комитет палаты – пленарное заседание для обсуждения законопроекта без права принимать по нему окончательное решение. Играет решающую роль в формировании правительства: после парламентских выборов правительство формируется из числа парламентариев – членов партии парламентского большинства. Политическую ответственность правительство несет перед палатой общин, которая вправе выразить недоверие Правительству. Палата лордов (верхняя). Лорды духовные представлены духовенством англиканской церкви. В настоящее время палата насчитывает 26 духовных лордов. Среди них — 5 важнейших прелатов церкви: Архиепископ Кентерберийский, Архиепископ Йоркский, Епископ Лондона, Епископ Дарема и Епископ Винчестерский. До реформы 1999 года все светские лорды — их насчитывалось порядка 700 человек. Акт о палате лордов 1999 года установил, что отныне наследственные пэры должны избираться, и сократил их число до 92 человек. Из них 2 пэра осталось ввиду наследуемых церемониальных должностей, 15 — выбираются всей палатой, а остальные 75 — политическими партиями, членами которых они являются, при этом число избираемых партией пэров отражает количество занимаемых ей парламентских мест. До 2005 года в палату лордов входили и так называемые судебные лорды, или лорды-юристы, назначаемые монархом по представлению премьер-министра для осуществления судебных полномочий в связи с тем, что палата лордов играла роль высшей апелляционной инстанции. Актом о конституционной реформе 2005 года, вступившим в силу лишь в 2009 году, был учрежден Верховный суд , состоящий из 12 судей, на который отныне возлагалась эта функция. Первыми судьями были назначены действующие судебные лорды. Не могут быть членами Палаты лордов пэры-иностранцы, пэры-банкроты, осужденные пэры Роли палат в осущ-ии ф-ций неодинаковы. Палата общин – наибольшая значимость в законодательном процессе. Только она может выразить Правительству порицание или отказать в доверии. Палата лордов слабая. При несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть возражения верхней палаты. (1 год на раздумья) Возражения на обычные законы преодолеваются путем голосования. Компетенция Парламента – неопределенная. Считается, что Парламент моет урегулировать любой вопрос, но членство в ЕС накладывает ограничения: Парламент не может принимать акты, противоречащие актам ЕС. Право законодательной инициативы формально принадлежит парламентариям, но на деле почти все билли исходят от Правительства. Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших ситуаций, в отличие от США всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте (иногда только фактически) и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Теоретически монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он — глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, как упоминалось, монарх — составная часть парламента. На деле он не участвует в законодательстве (право вето не применяет), исполнительной властью не обладает. Страной руководит «правительство его (ее) Величества», точнее, его узкая часть — кабинет министров, в котором главную роль играет премьер-министр. Правительство, как отмечалось, в силу британской двухпартийной системы в значительной мере контролирует и парламент. Монарх в Великобритании — это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Какого-либо серьезного движения за замену монархии республикой не существует. Монарх — лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан и т. д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла 1 во время английской революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Это исключительные права, установленные традицией, конституционными обычаями, иногда закрепленные судебным прецедентом и не зависящие от воли парламента. Во взаимоотношениях с парламентом эти права, равно как и некоторые другие свои полномочия, монарх осуществляет по указанию правительства (конкретно — премьер-министра). Он подписывает законы и имеет право вето (хотя не использует его с 1707 г.). Монарх — составная часть парламента, но посещать его заседания он может лишь по специальному приглашению. Он открывает ежегодную сессию парламента, обычно проводящуюся в октябре или ноябре Она проходит в Палате лордов в Вестминстерском дворце. Монарх прибывает в Вестминстер из Букингемского дворца в карете, запряжённой лошадьми, в сопровождении королевской конной гвардии. Он проходит внутрь через специально отведённый для него вход под Башню Виктории. Монарха встречают лорд великий камергер с длинным деревянным жезлом в руке и герольдмейстер несущий на плече трость с металлическим наконечником. Они ведут монарха по коридорам, идя впереди него вместе с парламентским приставом, который несёт церемониальную булаву, выкрикивая фразу: («Гости, шапки долой!»),— чтобы присутствующие обнажили головы перед Его/Её Величеством. Так как монарху запрещено входить в палату общин, герольдмейстер ведёт его в палату лордов. Входя туда, монарх приветствует присутствующих, затем садится на приготовленный для него трон и приглашает всех последовать его примеру фразой: («Милорды, прошу садиться»). Пэры одеты для церемонии в свои парадные красные мантии и парики. Затем герольдмейстер отправляется в палату общин, чтобы пригласить депутатов присутствовать на королевской речи. Но едва он вошёл на порог зала заседаний этого собрания, депутаты захлопывают дверь прямо перед его носом, чтобы показать ему превосходство нижней палаты и её независимость от королевской власти, посланцем которой он является. После того как герольдмейстер трижды постучал в дверь своей тростью, ему разрешают войти в зал в сопровождении парламентского пристава, который должен забрать из палаты булаву. Он приветствует поклоном спикера, а затем депутатов и следующей фразой официально извещает их о том, что монарх ожидает их в палате лордов. Когда собирается весь парламент (депутаты от общин, однако, остаются в зале стоя), монарх произносит Тронную речь, в которой представляет законодательную программу правительства на предстоящую сессию парламента и которая на самом деле была составлена премьер-министром. По окончании церемонии монарх сразу отправляется обратно в Букингемский дворец так же, как и приехал — в карете и с сопровождением. Поскольку монарх лишь зачитывает текст, подготовленный премьер-министром, он не может изменить в нем ни слова. Монарх вправе распустить палату общин с назначением даты новых выборов, это он делает только по указанию правительства. Её Величества Почтеннейший Тайный Совет — орган советников британской королевы. Суверен может назначать всех тайных советников, но на практике он это делает по совету правительства. Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда Суверен может присутствовать. Суверен приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве 1937 г., Государственный советник может быть выбран из супруга Суверена и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования. На заседаниях Тайного совета лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов, и Суверен просто говорит «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго. Суверен осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для получения королевской санкции на законы, прошедшие через законодательные органы зависимых территорий. Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете. В отличие от Указов-в-Совете существуют ещё Указы Совета, которые издаются членами Тайного совета без участия Суверена. Такие Указы издаются по отдельному разрешению актов парламента и обычно используются для управления общественными учреждениями. Суверен выпускает королевские хартии по рекомендации Тайного совета. Хартии дают особый статус присоединяемым органам; например, дают местечкам статус города (city) и городского посёлка (Боро). Тайный совет собирает документы для изучения монархом — эти бумаги ежедневно в 7 часов вечера привозят во дворец в красных коробках, после чего монарх их просматривает, подчеркивая красным то, что ему не понравилось или непонятно, и уже в 8 часов утра следующего дня эти документы забирают. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1084. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |