Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политико-территориальное устройство Соединенного Королевства, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления.




Исторически страна состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Страна образовалась вокруг и на основе Англии, которая составляет большую часть государства и по территории, и По численности населения. В юридическом отношении особенно важным является то, что в стране, как мы видели, параллельно действуют три правовые системы: Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.

В 1997-1998 годах во всех трех регионах прошли рефе­рендумы, на которых были приняты решения об учреждении регио­нальных законодательных и исполнительных органов власти. В 1998-1999 годах они были созданы и избраны.

В 1998 г были учреждены органы самоуправления – парламенты и ответственные перед ними Правительства. Шотландский Парламент, Ассамблея Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии – однопалатные. Их члены избираются на 4 года всеобщими, равными, прямыми выборами при тайном голосовании. Объем полномочий трех парламентов различен. Наибольшей компетенцией наделен Шотландский Парламент : вопросы здравоохранения, образования, местного самоуправления, жилищного строительства, внутренних дел, транспорта, спорта, искусства и др.

Исп. органы власти:

· Шотландская администрация

· Кабинет Уэльса

· Исп. комитет Северной Ирландии.

Административное деление.

Вся территория государства разделена на графства (Англия, Уэльс, Северная Ирландия) и территориальные единицы местно­го управления.

В Англии 45 графств, из них 6 имеют статус "столичных" графств (Большой Манчестер; Мерсисайд; Западный Йоркшир; Южный Йоркшир; Западный Мидлэнд; Тайн и Уэйр). В отдельную административно-территориальную единицу выделен Большой Лондон. Графства, в свою очередь, состоят из 296 административных округов. Большой Лондон — из 32 городских районов и Сити. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территори­альной единицей является приход.

Территория Уэльса состоит из 11 графств и 11 городов-графств. В сельской местности графства делятся на общины.

В Шотландии образованы 32 территориальные единицы местного управления, в том числе три островные территории (Шетландские, Оркнейские и Гебридские острова). Низовой административно-территориаль­ной единицей является община.

Территория Северной Ирландии состоит из 6 графств, кото­рые, в свою очередь, делятся на 26 округов.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления (они отсутствуют только в графствах Северной Ирландии и в приходах (общинах) с населением меньше 150 человек). Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Срок полномочий советников (депутатов местных советов) составляет четыре года, а в Шотландии — три года. Большинство советов переизбирается единовременно, советы округов метрополитенских графств (к числу которых относятся крупные города) ежегодно переизбирается 1/3 советников. Каждый совет ежегодно избирает из своего состава председателя (в районах Лондона и других крупных городов он именуется мэром, в Сити — лорд-мэром), а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства — Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. Традиционно он управлялся избираемым Советом Большого Лондона, но в 1985 г. он был упразднен правительством консерваторов. Лейбористское правительство добилось принятия закона о восстановлении органов управления Большого Лондона, изданного после проведения в столице референдума по этому вопросу в мае 1998 г. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части. Островные территории это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мэн и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В основном это малочисленные острова, например, остров Святой Елены, Ангилья, Бермудские острова и т.д. В каждой территории имеются собственные парламент, правительство и суды. Но по вопросам обороны, внешней политики и безопасности законы для них принимает парламент Великобритании. В каждой территории (как и в островных) действует назначаемый Короной губернатор, представляющий интересы Короны и осуществляющий контроль за органами власти территорий.

Конституционные основы судебной власти в Великобритании.

Судебная система Великобритании отличается некоторой архаичностью и запутанностью, хотя работает она достаточно эффективно, а также наличием собственных судебных систем: а) в Англии и Уэльсе; 6) в Шотландии; в) в Северной Ирландии;

В тетради!!!

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции.

Статус судей

Разветвленная система судов предопределила разнообразие статуса судей. В высшие суды могут быть назначены юристы, имеющие, как правило, весьма существенный опыт работы в качестве адвоката (барристера). Назначение осуществляется монархом по представлению лорда-канцлера. Они назначаются без ограничения срока, но пребывание в должности ограничено предельным возрастом (72 или 75 лет в зависимости от того, судьей какого суда они являются). Лорд-канцлер может освободить их от должности досрочно в случае совершения правонарушений или наступления недееспособности. Для судей Апелляционного суда предусмотрено увольнение посредством парламентского импичмента.

Мировые судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами. В назначении судей судов Шотландии и Северной Ирландии участвует государственный секретарь по этой территории. Судьи административных трибуналов назначаются с участием соответствующих (по отрасли управления, в которой действует трибунал) ведомств.

Статус монарха Великобритании. Королевские прерогативы.

Монарх

Великобритания является парламентарной монархией.

Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". Его задача -символизировать стабильность государственных институтов. При этом он наделен формально достаточно большими возможностями - как закрепленными статутами (таких не очень много), так; и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).

Прерогативы монарха.

Политические прерогативы монарха формально весьма велики. Он, в частности, назначает премьер-министра, руководит Вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать парламент, подписывает законы, является Главнокомандующим Вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры, назначать дипломатических представителей и пр. Однако монарх не осуществляет полномочия самостоятельно. Правительство назначается им по результатам парламентских выборов, а все остальные действия, в которых проявляется власть, осуществляются при условии контрассигнации премьер-министра и по инициативе правительства (Кабинета). У монарха тем не менее есть некоторые "скрытые" полномочия, которые он может реализовать сам, сообразуясь, конечно, с политической ситуацией. Так, несколько раз при отсутствии в результате парламентских выборов четко определяемого большинства в парламенте правительство было сформировано на основании сделанного монархом выбора. Сохраняется у монарха и право абсолютного вето на законы, но оно с начала XVIII в., как уже говорилось, практически не использовалось.

Личные прерогативысостоят, во-первых, в наличии атрибутов власти (трон, держава, скипетр, титул, мантия), во-вторых, в праве на королевский двор и цивильный лист (денежное содержание), в-третьих, в иммунитете монарха - принципе его неответственности ("монарх не может поступать неправильно"). Именно для обеспечения иммунитета служит институт контрассигнации. На стыке личных и политических прерогатив находятся следующие элементы статуса монарха: он возглавляет британское Содружество - объединение бывших британских колоний, из которых некоторые, например Австралия, признают монарха главой государства; кроме того, он является главой англиканской церкви.

Престолонаследие.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына - старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника. Наследник монарха приобретает титул "принц Уэльский". Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком или с разведенным.

Тайный совет.

Тайный совет является специфическим органом, непосредственно связанным как организационно, так и исторически с институтами монархии. В состав Тайного совета входят министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и ряд высших государственных служащих - всего около 400 человек. Тайный совет имеет статус совещательного органа при монархе. Многие решения монарха традиционно оформляются как акты, принятые "в Совете"). Такие акты принимаются в форме прокламаций (например, созыв и роспуск парламента, объявление войны и мира и другие значимые вопросы) либо в форме приказов. Однако это не снимает требования о контрассигнации актов монарха.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...