Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционная реформа 2005 года в Великобритании.




Статья Алебастровой в записях в семинаре по кпзс.

Особенности французского конституционного права. Конституционный блок.

Конституция не является основным законом. Современная ..конституция представляет некодифицированную конституцию.

Нынешняя конституция состоит из 3 элементов, составляющих конституционный блок, принятых в разное врем:

1. Конституции 1958 г.,

2. Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789

· Преамбула к Конституции 1946,. При чем Преамбула не является одновременно преамбулой к Конституции 1958 г. - она помещена после конституционного текста, а Конституция 1958 г. имеет собственную преамбулу, причем весьма специфическую. Специфика заключается в том, что она имеет нормативный харак-тер. Статья 1 является ключевой и включена прямо в преамбулу. Она характеризует Францию в целом и гласит: "Франция является неделимой, светской, социальной и демократической республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан безразличия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания".

· Хартия окружающей среды - 2004

3. Конституционные принципы – признаны законами республики

Конституция учредила конституционный контроль. Закрепила резкое падение роли парламента в системе гос. правительства. Была положена идея рационализированного парламентаризма - определенное ограничение власти парламента и на усилении исполнительной власти.

Деятельность парламента строго ограничена его конституционными обязанностями (проверка уставов Палат Конституционным советом; к компетенции исполнительной вертикали относится все, что не относится формально к компетенции законодательной власти; ограничение числа и роста комиссий). В диалоге между исполнительной и законодательной властями множество прерогатив признается за первой: приоритет законопроектов в повестке дня; главенство правительства в финансовых вопросах; применение голосования законов пакетом; возможность правительства в случае несогласия с сенатом предоставить последнее слово Собранию и т.д.

Но особенно ниспровергает старые обычаи регламентация правительственной ответственности в ст. 49 Конституции. Национальное собрание больше не вправе отправлять правительство в отставку по обычной процедуре, а также голосовать раздельно за недоверие правительству и отказ одобрить тексты, предложенные правительством. Особенно важны в связи со сказанным выше два положения ст. 49: для принятия резолюции о недоверии правительству необходимо абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов Собрания; воздержавшихся не вычитают из общего числа депутатов, что ставит их в число сторонников правительства. Также в Конституции нет раздела о правах и свободах человека.

 

По форме правления смешанная (презид-ко-парламентская) республика:

сильная президентская власть

ответственность правительства перед парламентом

ограниченная компетенция парламента

 

По способу изменения – жесткая. В основном законе закреплено чрезвычайно важное положение о том, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра (последний абзац статьи 89).

Инициаторы:

- Президент

- парламентарий

Изменения и дополнениямогут быть внесены в конституцию двумя способами: либо приняты в каждой палате парламента абсолютным большинством голосов от числа членов каждой палаты с последующим одобрением на референдуме; либо приняты Конгрессом большинством в 3/5 голосов от общего числа членов Конгресса (без референдума).

Предметом пересмотра не могут быть: территориальная целостность Франции и республиканская форма правления.

Поправки к К.:

ü 1962 – выборы Президента на основе всеобщего, равного, тайного голосования

ü 2002 – сокращены сроки полномочия президента с 7 до 5 лет

ü 21.07.2008 – президент может находиться на более 2х сроков подряд; президент получает право ежегодно выступать перед парламентом; необходимость проведения референдума по вопросу принятия в ЕС новых членов.

Форма правления и государственные режимы во Франции, формирование и взаимодействие высших государственных органов.

Конституция 1958 г. определила основные параметры государства, установив, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Принцип республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (ст. 2).

Конституция учреждает смешанную республиканскую форму..Указанный характер республики определяется: глава государства (президент) избирается не парламентом, а премьер-министр назначается президентом без согласия высшего представительного органа (признаки президентской республики); в то же время правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (парламентская форма правления).

На основе установленной в Конституции Франции 1958 года сме­шанной республики могут возникнуть различные государственные режимы. Это зависит от расстановки партийных сил в государствен­ном механизме. Если и президент, и парламентское большинство принадлежат к одной партии, то роль президента (являющегося одновре­менно лидером соответствующей партии) возрастает: ему принадле­жит решающая роль в формировании правительства, а также в кон­троле за ним и за парламентом (через парламентское большинство, подчиняющееся партийной дисциплине). Если же президент и боль­шинство в парламенте принадлежат к разным политическим парти­ям, то роль президента несколько снижается из-за наличия полити­ческой ответственности правительства перед парламентом. В первом случае государственный режим условно можно охарактеризовать как режим президентуры, а во втором - как близкий к парламентаризму. Большую часть периода Пятой республики во Франции существовал режим сильной президентской власти.

Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Избрание, прекращение полномочий и замещение президента.
Президент избирается гражданин Франции на пять лет всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства в два тура (во втором туре требуется относительное большинство).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 769.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...