Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовое, демократическое, социальное, светское государство.
Демократическое государство – это основанное на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой народного представительства. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную демократию, (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную демократию (решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). Институты демократии наиболее полное развитие получают в правовом государстве. Правовое государство - в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. Социальное государство – государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные различия (например, Италия и ФРГ). Характеристика государства как социального предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод и соответствующие обязанности государства перед гражданами. Социальные обязанности государства: · охранять труд и здоровье людей; · устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; · обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; · развивать систему социальных служб; · устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. это гос-во, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий (Италия, Румыния). Противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церкви (Ватикан). Несколько чаще встречается клерикальное государство – церковь отделена от гос-ва, но определяющим образом влияет на него (Иран). ч. 1 ст. 1 Испанской конституции 1978 года гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм». В данном случае «государство» представляет собой не что иное, как определенную форму (или определенный способ) организации общества, которая характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им. Исторически сложились три основные формы государственно-конфессиональных отношений: 1. Государственная религия (в христианской стране – государственная церковь). - выполнение определенных государственных функций (например, в сфере брачно-семейных отношений – регистрация браков, рождений, смертей); - государственное финансирование деятельности религиозного объединения; - включение норм религиозного права в правовую систему государства; - возможность участвовать в политической жизни и влиять на принятие государственных решений; - совмещение поста главы государства и главы религиозного объединения; - обязанность лиц, занимающих государственные должности, исповедовать государственную религию; - согласование назначения на высшие должности в религиозном объединении с государственной властью. В современном мире такая форма государственно-конфессиональных отношений существует в Великобритании, где статусом государственного религиозного объединения наделена Англиканская церковь, в Дании и Исландии, где таким статусом наделена Евангелическо-лютеранская церковь. Почти в 30 странах государственной религией официально признан ислам, и их правовые системы строятся на основе шариата (Иран, Судан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т. д.). Крайней формой государственной религии является теократия – государственно подобное религиозное объединение, где государственная власть непосредственно принадлежит духовенству. Ныне таким государством является Ватикан. 2. Светское государство ныне является наиболее распространенной формой государственно-конфессиональных отношений. Для нее характерны следующие признаки: - наделение всех религиозных объединений равными правами и обязанностями; - на религиозные объединения не возлагается выполнение никаких государственных функций; - государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. государство не вмешивается во внутренние дела религиозного объединения, а религиозное объединение не вмешивается во внутренние дела государства, не влияет на принятие государственных решений; - государство не берет на себя обязанность финансировать деятельность религиозных объединений; - объем прав и свобод человека и гражданина не зависит от его религиозной принадлежности. В настоящее время светскими государствами являются США, Франция, Германия, Турция и многие другие, включая Российскую Федерацию. 3. При консенсуальной форме государственно-конфессиональных отношений объем прав и обязанностей религиозных объединений зависит от достигнутого между ее руководством и государством консенсуса (соглашения), который фиксируется особым соглашением – конкордатом (от лат. «сердечное соглашение») или совокупностью соглашений, заключаемых в рамках действующего законодательства. При такой форме сохраняется автономия религиозного объединения и светскость государства. Для этой формы характерны следующие черты и необходимы следующие условия: - наличие волеизъявления к заключению соглашения религиозного объединения; - наличие большего (по сравнению с другими религиозными направлениями) числа последователей религиозного направления и высокая степень их доверия государству. - религиозным объединениям, заключившим с государством такое соглашение, предоставляется возможность участвовать в широком спектре общественных отношений в интересах всего общества и государства, т. е. на них возлагается определенная степень социальной ответственности. Религиозные объединения могут реализовывать различные социальные проекты, выходящие за рамки собственно религиозной деятельности. В современных условиях, как правило, консенсуальный правовой статус в стране получают сразу несколько религиозных направлений, являющихся для нее наиболее распространенными, укорененными, традиционными. Например, в Италии такой статус имеют, в первую очередь, католики, а также протестанты и иудеи. В Испании это католики, евангелисты, иудеи и мусульмане.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 670. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |