Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Форма правления определяет структуру и правовое положение высших органов гос власти.
I. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху, может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной. 1. абсолютная 2. ограниченная · сословно-представительная · конституционная Ø парламентская Ø дуалистическая 3. теократическая Общие черты: • Власть передаётся в порядке престолонаследия • Ряд институтов, которые отличают от республики • Особый статус монарха, регентство, королевский двор, специальный церемониал, статус супруги короля или принца, цивильный лист (средства на содержание монарха) Виды систем престолонаследия: 1. Кастильская – женщина получает престол, если нет сыновей (младший брат исключает старшую сестру). В Великобритании изменена 25.04.13, когда власть стала передаваться по старшинству. 2. Салическая – престол наследуют только мужчины, женщины исключаются полностью 3. Австрийская – женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях этой династии нет мужчин 4. Шведская – женщины преследуют престол на равных основаниях с мужчинами 5. Мусульманская – трон наследует не определённое лицо, а благородно правящая семья, которая решает кто займет из них трон 6. Племенная – король – главный вождь племени, а наследника определяет совет из числа сыновей Принципы: • Сеньорат – престол наследует старейший представитель династии • Майорат – наследует лицо, которое находится в ближайшей степени родства с монархом • Первородство – наследует старший ребёнок • Секундатура - передача наследства второму сыну 1) Абсолютная монархия – Саудовская Аравия · Отсутствие каких-либо представительных учреждений · Сосредоточение всей власти в руках монарха · Власть монарха опирается на главный принцип государства – дух родства · Иногда имеется октроированная Конституция · Может существовать совещательный орган для выработки законов · отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной 2) Дуалистическая (двойственная) – Иордания, Марокко, Конго: · Переходная форма правления · Одновременно существует монарх и парламент, которые делят между собой гос власть – двойственность , которая выражается в том, что монарх юр и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти · Законодательная власть в основном осуществляется парламентом, но монарх обладает – правом абсолютного вето, право издания чрезвычайных указов, имеющим силу закона, право роспуска парламента без обязательного назначения выборов · Правительство формируется монархом и ответственно только перед ним · Судебная власть принадлежит монарху, но иногда может быть относительно самостоятельной. 3) Парламентская – Великобритания: · Считается, что монарх не обладает действительной властью, а выполняет только представительную функцию · Правительство ответственно перед парламентом, которое, как правило, обладает большей властью, чем другие органы власти · Разделение властей полное, независимы друг от друга, но формально доминирует парламент и фактически всё зависит от правительственного состава: однопартийное правительство – дерижирует парламент; многопартийное правительство – решающее значение будут иметь договорённости в Парламенте · Правительство должно пользоваться доверием парламента · Парламент может вынести вотум недоверия правительству · Возможно наличие права роспуска парламента, которое принадлежит монарху, но осуществляется по инициативе правительства · Существует пост Премьер-министра и контрасигнация актов, исходящих от министра 4) Выделяют отдельно теократическую монархию, где глава государства – монарх одновременно является главой какого-либо религиозного культа (Ватикан) II. Республика - форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Для республиканской формы правления характерны следующие черты: · верховная власть осуществляется выборными органами; · источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления; · срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент); · использование институтов демократии в разнообразных формах; · юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
1) Президентская: · Президент – глава гос-ва и глава исполнительной власти; · президент избирается на всеобщих выборах; · Президент избирается на известный срок; · Отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; · Правительство формируется президентом и ответственно перед ним; · Президент не имеет права роспуска парламента; · Существует система сдержек и противовесов; · Президент вправе отправить правительство в отставку; · Парламент не может вынести вотум недоверия правительству; · Президент наделен отлагательным правом вето; · Президент является главнокомандующим вооруженными силами; · Президент может помиловать; · США, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.
2) Парламентарная (парламентская): · Верховенство власти парламента; · Провозглашен принцип политической ответственности правительства перед парламентом; · Президент избирается парламентом; · Правительство формируется парламентом; · Наличие должности премьер-министра как главы исполнительной власти; · Эту должность занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте; · Парламент может объявить вотум недоверия правительству; · Президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы; · Германия, Италия, Австрия, Греция и др.
3) Смешанная: · Президент избирается в ходе прямых выборов и обладает широкими полномочиями; · Президент формирует правительство, которое находится в его подчинении, однако кандидатуры премьер-министра или весь состав правительства нуждаются в одобрении парламента; · Парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству; · Президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы; · Правительство ответственно и перед президентом и перед парламентом; · президент обладает правом «вето» на законы, принимаемые парламентом, парламент может инициировать и отстранить от должности президента в порядке импичмента; · Франция, Португалия, Румыния и др. Государственный режим - это часть политического режима. Это понятие отражает обобщенную характеристику осуществления методов государственной власти при регулировании политических отношений в обществе, исходя из роли различных институтов государства в осуществлении власти, в системе органов государства. Естественно, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первой и вместе с тем его основой. В условиях авторитарного политического режима и государственный режим является авторитарным, в условиях демократии - демократическим. Вместе с тем, между этими видами режимов могут быть и определенные различия. Так, в результате деятельности массовых организаций трудящихся политический режим может быть более демократическим, чем предусмотренный законодательством государственно-правовой порядок. С другой стороны органы государства могут наполнить реакционным содержанием и те политические нормы и институты, которые не имеют открыто выраженного антидемократического характера. Понятие государственного режима имеет общие точки соприкосновения и с понятием правопорядка. Но в отличие от соотношения политического режима и государственного режима, где последний является составной и основной частью первого, понятия государственного режима и правопорядка не соподчиненные, а в определенной части взаимоперекрещивающиеся. С одной стороны, правопорядок более широкое понятие, поскольку, он означает не только область действия государственного права и политических норм других отраслей права (административного, трудового и т.д.), охватывает не только социально-политическую сферу, но и сферу действия гражданского, торгового, семейного и других отраслей права, регулирующих, в частности, имущественные, трудовые и иные отношения. Но, с другой - государственный режим выходит за область правопорядка, так как он включает не только правовые, но и не правовые методы деятельности государства в социально- политической сфере. Политическим режимом обусловливаются присущие тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок их функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от конституционной модели, а подчас даже противоположен ей. Этот порядок иногда именуется государственным режимом, что нам представляется вполне приемлемым*. Понятие государственного режима не следует смешивать с рассмотренным выше – в п. 4 § 5 гл. IV – понятием политического режима, которое значительно шире**.(Страшун)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |