Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Институционализация политических партий и конституционно-правовое регулирование их статуса.
Усложнение форм и методов деятельности политических партий, возрастание их роли в обществе закономерно приводят к их юридической институционализации. Если конституции XIX века ни одной буквой не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда играли весьма заметную роль в политической и государственной жизни, то ныне регулирование их статуса образует полноценный конституционно-правовой институт. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных процессах: конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса, v. законодательной институционализации, в результате которой правовое положение партий определяется законом достаточно детально. Законодательная институционализация обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий: 1. понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме; 2. условий и порядка создания и прекращения политических партий; 3. требований к идеологии и программным положениям партий; 4. требований к их организационному строению и порядку деятельности; 5. финансово-экономической базы партий; 6. взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления. В условиях коммунистических однопартийных систем и соответственно авторитарных и тоталитарных политических режимов правящие круги, всячески подчеркивая ведущую роль единственной государственной партии в обществе, часто избегают регламентировать ее статус. Выражено или молчаливо они исходят из того, что партия выше всякого закона, а следовательно, никаких законодательных границ ее власти устанавливать не следует. В недавнем прошлом так было и у нас. Новейшие демократические конституции зарубежных стран содержат в том или ином объеме положения о политических партиях. Например, согласно нормам ст.21 Основного закона Германии: «(1) Партии участвуют в формировании политической воли народа. Они основываются свободно. Их внутренний строй должен соответствовать демократическим принципам. Они должны публично давать отчет о происхождении и использовании своих средств, а также о своем имуществе. «Политические партии, - согласно предписаниям ст.6 Конституции Испании 1978 г. – в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли и являются основным инструментом политического участия. Их создание и деятельность являются свободными при условии уважения Конституции и закона. Их внутренняя структура и деятельность должны быть демократическими». Конституционные принципы организации и деятельности политических партий получают свою конкретизацию и развитие в текущем законодательстве – специальных законах о политических партиях (например, в Германии, России и др.), в избирательных законах (например, Федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе Мексики 1977 г.) и иных нормативных правовых актах. Такое законодательство имеется и в странах, в которых отсутствует конституционная регламентация деятельности партий. Основы общественного строя как конституционно-правовой институт в зарубежных странах. Общественный строй – это исторически обусловленная орг-ция общества, существующего как единая целостная система в пределах конкретной страны на конкретном этапе ее развития. Его структуру составляют системы: · Политическая – комплекс институтов, норм, взглядов, идей, теорий, концепций, связанных с осущ-ем полит. власти. Сущностная характеристика – политический режим, сложившийся в конкретной стране. · Экономическая – совокупность отношений собственности, производства, обмена, распределения, потребления, а также обслуживающих их институтов, норм, взглядов, идей и концепций. · Социальная – упорядоченная совокупность отношений между людьми, вытекающими из их членства в этих группах, а также институтов, норм, взглядов, концепций, установок, обслуживающих данные отношения. · Духовно-культурная – совокупность отношений и обслуживающих их институтов по созданию, сохранению, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Среди основных конституционных принципов государственного устройства зарубежных стран обычно фигурируют такие, как: 1. Построение демократического государства: Демократичность государства выражается в том, что сама его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публично-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Для этого необходим, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура. Необходим и профессиональный управленческий аппарат гос-ва, и необходимы продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности. 2. Построение правового государства.Правовое государство - это такое государство, где признаются и гарантируются права и свободы человека на основе равенства всех перед законом и независимым судом, который действует в условиях господства права и верховенства закона. Для правового государства принципиально важной является опора на право. Германский Основной закон, согласно которому «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом». Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй (например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т.п.). Построение социального государства. Данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать социальные различия. Конституция Итальянской Республики 1947 года провозглашает: «Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |