Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Построение светского государства или теократического
Конституционная характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Конституция Италии устанавливает, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулированияобщественных отношений – установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Социалистические конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан. Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в гл. I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года открывается гл. I «Политические, социальные и экономические основы государства». В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод. Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Испанской конституцией 1978 года, однако в ее части I «Об основных правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государств по отношению к человеку и обществу. Структура общественного строя, особенности регулирования его основ конституционным правом. Структура общественного строя состоит из следующих элементов: · экономические отношения; · политические отношения; · социальные отношения; · духовно-культурные отношения. Все перечисленные элементы общественного строя являются внутренне взаимосвязанными, взаимообусловленными, их влияние друг на друга огромно. Именно поэтому они образуют общественный строй как единое целое, а не являются механическим набором характеристик различных сторон жизни общества. Более того, не всегда можно провести четкую грань между отношениями экономическими и социальными, социальными и духовно-культурными. Тем не менее взаимодействие между различными элементами общественного строя не является прямолинейным и одномерным. Например, экономические отношения выступают в большинстве случаев определяющим фактором развития всех остальных подсистем общественного строя, но не всегда их прогресс влечет, например, расцвет культуры или науки. С появлением государства как сильной власти, объединяющей все население в пределах определенной территории, иные составляющие общественного строя стали находиться под его влиянием, хотя само оно возникло на определенном этапе развития общественного строя, является его порождением и элементом. Все элементы общественного строя в большей или меньшей степени находятся под воздействием государства, которое воздействует на общественный строй посредством правового регулирования общественных отношений, опирающееся прежде всего на конституцию. Однако, сколько бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может быть исчерпывающим. Конституции стали регулировать общественный строй более или менее целостным образом не сразу, а только в XX веке — с появлением тенденции социализации. Конституции же первого поколения ограничивались лишь регламентацией статуса государства, другие аспекты общественного строя регулировались ими крайне фрагментарно: например, в виде закрепления неприкосновенности частной собственности, религиозной свободы. Это объяснялось тем, что конституционализм возник как система ограниченного государственного правления с тем, чтобы оградить человека от произвола государства. Обратимся к конституционно-правовым институтам, относящимся к экономической системе. По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью и обычно изъята из гражданского оборота. Напротив, частная собственность делима и находится в обороте. Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. а) право собственности в принципе неотъемлемо; Финансовая система Это весьма важный компонент экономической системы, ибо именно через финансовые механизмы государство в нормальных условиях решает свои экономические (и социальные) задачи. Поэтому не случайна тенденция ко все более полному регулированию в конституциях финансовых отношений. Оно все чаще содержится в специальных главах и разделах конституций, где регулируются прежде всего бюджетные и налоговые отношения, включая обычно и бюджетный процесс, а также основы статуса центральных банков. Например, в гл. VII «Финансы» Конституции Японии 1946 года (ст. 83–91) установлено, что право распоряжения государственными финансами осуществляется на основе решения Парламента. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |