Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Построение светского государства или теократического




Конституционная характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Конституция Италии устанавливает, что государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере.

Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулированияобщественных отношений – установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы.

Социалистические конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в гл. I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года открывается гл. I «Политические, социальные и экономические основы государства».

В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Испанской конституцией 1978 года, однако в ее части I «Об основных правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государств по отношению к человеку и обществу.

Структура общественного строя, особенности регулирования его основ конституционным правом.

Структура общественного строя состоит из следующих элементов:

· экономические отношения;

· политические отношения;

· социальные отношения;

· духовно-культурные отношения.

Все перечисленные элементы общественного строя являются внутренне взаимосвязанными, взаимообусловленными, их влия­ние друг на друга огромно. Именно поэтому они образуют обще­ственный строй как единое целое, а не являются механическим набором характеристик различных сторон жизни общества. Бо­лее того, не всегда можно провести четкую грань между отноше­ниями экономическими и социальными, социальными и духовно-культурными. Тем не менее взаимодействие между различными элементами общественного строя не является прямолинейным и одномерным. Например, экономические отношения выступают в большинстве случаев определяющим фактором развития всех ос­тальных подсистем общественного строя, но не всегда их про­гресс влечет, например, расцвет культуры или науки.

С появлением государства как сильной власти, объединяющей все население в пределах определенной территории, иные состав­ляющие общественного строя стали находиться под его влиянием, хотя само оно возникло на определенном этапе развития об­щественного строя, является его порождением и элементом.

Все элементы общественного строя в большей или меньшей степени находятся под воздействием государства, которое воздействует на общественный строй посредством правового регулирования общественных отношений, опирающееся прежде всего на конституцию. Однако, сколько бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может быть исчерпывающим.

Конституции стали регулировать обще­ственный строй более или менее целостным образом не сразу, а только в XX веке — с появлением тенденции социализации. Кон­ституции же первого поколения ограничивались лишь регламен­тацией статуса государства, другие аспекты общественного строя регулировались ими крайне фрагментарно: например, в виде зак­репления неприкосновенности частной собственности, религиоз­ной свободы. Это объяснялось тем, что конституционализм воз­ник как система ограниченного государственного правления с тем, чтобы оградить человека от произвола государства.

Обратимся к конституционно-правовым институтам, относящимся к экономической системе.

По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью и обычно изъята из гражданского оборота. Напротив, частная собственность делима и находится в обороте.

Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев – общественное формирование (политическая партия, церковь и др.).

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер.

а) право собственности в принципе неотъемлемо;
б) лишение этого права возможно только как исключение;
в) порядок лишения должен быть установлен только законом;
г) такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекта права собственности;
д) эта необходимость должна быть очевидной (данное требование относится не только к правоприменителю, но и к законодателю);
е) лишение права собственности возможно только с возмещением;
ж) возмещение должно быть справедливым (критерии справедливости должны определяться законом; таким критерием может быть, например, рыночная цена отчуждаемого имущества, а может учитываться при этом и упущенная выгода от его использования и т.д.);
з) возмещение должно быть предварительным, то есть выплачиваться до отчуждения имущества.








Финансовая система

Это весьма важный компонент экономической системы, ибо именно через финансовые механизмы государство в нормальных условиях решает свои экономические (и социальные) задачи. Поэтому не случайна тенденция ко все более полному регулированию в конституциях финансовых отношений. Оно все чаще содержится в специальных главах и разделах конституций, где регулируются прежде всего бюджетные и налоговые отношения, включая обычно и бюджетный процесс, а также основы статуса центральных банков.

Например, в гл. VII «Финансы» Конституции Японии 1946 года (ст. 83–91) установлено, что право распоряжения государственными финансами осуществляется на основе решения Парламента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...