Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Равенство прав, свобод и обязанностей, запрет дискриминации в зарубежных странах.
Этот принцип тоже представляет собой один из краеугольных камней конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привилегий и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой. Все конституции, стоящие на позициях демократического правового государства, закрепляют равенство, одновременно запрещая дискриминацию. С этого начинается изложение всех прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.). Понятие равноправия не следует смешивать с понятием социального равенства, которое выдвигается в качестве одного из идеалов социалистическими учениями. Принцип равноправия включает в себя следующие положения: 1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; 2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса; 3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 4) равенство всех перед законом и судом. Всё граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения. В обществе не должно быть никаких групп или отдельных лиц, за которыми закон признает какие бы то ни было привилегии, исключительные права и льготы. Именно в таком значении принцип равенства получил широкое закрепление в конституциях и законах, судебной практике. Положение о равенстве всех перед судом означает: - наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом; - справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом; - равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; - процессуальное равенство сторон в судебном заседании; Конституции различно формулируют принцип равноправия – иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равноправие женщин и мужчин, а также равноправие независимо от тех или иных других конкретных обстоятельств (расы, национальности, цвета кожи, происхождения и т.п.). Приведем в качестве примера ст. 3 германского Основного закона, которая в действующей редакции 1994 года гласит: «1. Все люди равны перед законом. 2. Мужчины и женщины равноправны. 3. Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его родины и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических воззрений. Никому не может быть причинен ущерб из-за его инвалидности (Behinderung)». Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тогда, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это делалось и делается в «социалистических» странах. Несмотря на декларируемое стремление к полному социальному равенству, «социалистическая» система власти постоянно воспроизводит сложное сочетание дискриминации и привилегий, которые в отличие от феодальных обычно скрыты пологом секретности. Характерный пример привилегий – система так называемой номенклатуры: определение руководством монопольно господствующей «партии» круга лиц, из которых комплектуется руководящий состав во всех сферах жизни на соответствующем уровне управления – от главы правительства до директора бани. Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. Она заключается, в попрании или ограничении его прав по признакам социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, пола, возраста, религии, цвета кожи, политических и иных убеждений, имущественного или иного положения. Дискриминация выступает как отрицание равенства граждан и основных принципов демократического правового государства. Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека и другие международно-правовые документы запрещают дискриминацию по всем признакам. Такой запрет содержится во всех современных конституциях, в различных законах и правовых обычаях. В прошлом в ряде стран дискриминация возводилась на уровень государственной политики. Тяжелое наследие дискриминации проявляется и в наше время, хотя чаще она выступает в скрытых формах. Расовая дискриминация. Формально-юридически она запрещена почти во всех странах. В США это было сделано больше ста лет назад. Однако на практике расовая дискриминация все же не исчезла. Ссылаясь на конституционную свободу слова, расисты проводят пропаганду расовой ненависти. Вместе с неграми на бесправие обречены мексиканцы, индейцы и представители других национальных меньшинств. Дискриминация женщин и молодежи. Во многих странах мира женщины упорной борьбой добились эмансипации, т. е. уравнения своих прав с мужчинами. Запрет дискриминации включен в конституции и законы ряда стран. В то жевремя в ряде ведущих государств такого запрета в полном объеме все еще нет. Дискриминации подвергается также молодежь. Повсеместно среди молодых людей высок процент безработных (в том числе лиц с дипломами), оплата их труда ниже обычной. Особенно, трудным является положение той молодежи, которая испытывает двойную дискриминацию — не только по возрасту, но и по расовому признаку. Дискриминация по религиозному признаку. Несмотря на международно-правовое признание свобода вероисповедания сталкивается с грубыми нарушениями в ряде стран. Дискриминация по религиозным мотивам характерна для государств, основанных на официальной религии (Израиль, государства Арабского Востока). Другие формы дискриминации. В некоторых многонациональных государствах распространена дискриминация национальных меньшинств. При этом национальная и религиозная формы Дискриминации наслаиваются на социальное неравенство, что усугубляет конфликты. Люстрация (от лот. lustratio— очищение). В современном конституционном праве так называют узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали непосредственное участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти. ООН и многие другие международные организации ведут борьбу со всевозможными формами дискриминации: • провозглашены специальные международные дни (Международный день борьбы с гомофобией, Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Международный день мигранта. Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации. Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации) • устав Организации Объединенных Наций, ст. 55,62,73, устраняет дискриминацию, а именно политическую, религиозную, расовую и другие виды, в международных отношениях. В1967 году была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Она не имела юридической силы, и поэтому в 1979г. была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая узаконила положение женщины в обществе. • создан Комитет о ликвидации расовой дискриминации. • Управление Верховного комиссара по правам человека является мировым лидером в борьбе против дискриминации. • Декларация прав человека принята в 1948 году. • принято ряд нормативных документов (Конвенция относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция о политических правах женщин; Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.) • Возрастание участия женщин в политической структуре власти стало следствием установления различных квот для женщин. Повышение представительства женщин в парламентах обеспечивается за счет включения гендерных квот в уставы политических партий. Расширению участия женщин в управлении государством важное значение придается в Нидерландах, Ирландии, Германии. Эти страны на уровне государственной политики ведут кадровый подбор госслужащих по признаку пола. Цель - более широкое участие женщин в выборных органах власти, на руководящих управленческих постах, в высшем и среднем звене министерских структур. Канада - одна из немногих стран, где существует специальный государственный орган, отвечающий за политику в отношении женщин. Это Министерство по делам женщин. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 528. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |