Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды источников конституционного права и их особенности в различных зарубежных странах.




Источники права- форма внешнего выражения норм права.Виды источников:

I. Материальные - это условия жизни конкретного общества;

II. Юридические:

1. Высшей юридической силой и специфическим со­держанием обладаетконституция — основной источник права, имеющийуниверсальный характер, поскольку за­крепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказы­вает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

2. Другим главным источником данной отрасли права яв­ляется закон— нормативный акт, принятый в особом по­рядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий соци­ально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Различают законы:

· конституционные(в ряде государств вносят измене­ние в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено основным зако­ном); (обладают разной юридической силой: некоторые равны по юр силе с Конституцией-Италия,Словакия, Чехия, а в некотрых странах юр сила ниже, чем у Конституции – Россия)

· органические(принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции;

(ОРДОНАНС №59–1 ОТ 2 ЯНВАРЯ 1959 г.,СОДЕРЖАЩИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН О ВЫСОКОЙ ПАЛАТЕ ПРАВОСУДИЯ)

· обычные (ординарные)законы, регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с консти­туционными или органическими законами), образующие предмет конституционного права (гражданство, статус де­путата, парламента, выборы президента и др.). Они весьма многочисленны и разнообразны;Федеральный закон о выборах ФРГ

· чрезвычайные законы,позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

 

3. регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;(РЕГЛАМЕНТ БУНДЕСТАГА ОТ 28 ЯНВАРЯ 1952 Г.)

4. Акты органов исполнительной власти:

· Указы, распоряжения (в Италии: декреты);

· Постановления, распоряжения,инструкции, регламенты, ордонансы, декретыправительства;

· Акты иных органов исполнительной власти (инструкции, приказы министерств и ведомств)

 

5. Акты органов конституционного контроляобладают юридической силой конституционных норм если посвящены толкованию конституции (постановления);

судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

Следует иметь в виду, что условия создания прецедентов неодинаковы в различных государствах. Английский прецедент создает только верховная судебная инстанция. В Австралии право сформулировать прецедент имеют как федеральный Верховный суд, так и верховные суды штатов. В США прецедент может быть создан не только высшими, но и нижестоящими судебными инстанциями.

Английский прецедент можно изменить или отменить только принятием закона, либо его пересмотром в судебной коллегии особого состава. В США прецеденты создаются многими судебными инстанциями, что может рассогласовать правовое регулирование. Поэтому высшие судебные инстанции могут отменить прецедент, созданный нижестоящим судом.

В государствах континентальной Европы - Германии, Франции, а также постсоциалистических странах (Болгария, Венгрия, Румыния, Латвия и др.) - прецедент, традиционно, не относится к источникам права; считается, что законодательство теоретически охватывает любую ситуацию, с которой сталкиваются суды.

Так, например, для Греции, где формально «созидательная роль судебных решений» обычно сводится лишь к толкованию законов, а законодательная функция осуществляется парламентом и другими государственными органами. Соответственно в формальном плане судебные решения не рассматриваются в качестве источника права, и суды в своей деятельности не связаны юридическим прецедентом,

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия); конституционные соглашения.

В Великобритании, к примеру, правовой обычай (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, реализацию принципа парламентской ответственности правительства, досрочный роспуск Палаты общин.

– британский монарх является составной частью парламента. Но он может входить в здание парламента без его согласия только раз в году – на открытие сессии;

– речь, которую монарх произносит в палате лордов во время открытия сессии, для него пишут члены кабинета министров;

– в палате общин депутаты не имеют права пересекать красные полосы по краям зеленой дорожки, расстеленной посередине зала заседаний, чтобы не заходить на "чужую" половину;

– голосование обычно осуществляется голосом или вставанием, а самые принципиальные голосования – проходом депутатов через правые или левые двери зала палаты общин, в зависимости от своих позиций.

Например, В США президент формально лишен права законодательной инициативы, но он обязан ежегодно направлять послание в Конгресс, в котором информирует Конгресс о положении в стране. Но президент не ограничивается этим: в посланиях, как правило, он говорит о необходимости принятия вполне определенных законов. На основе этих предложений члены Палаты представителей и сенаторы, которые принадлежат к той же партии, что и президент, вносят соответствующие законопроекты. Т.о., в посланиях изложена законодательная программа президента (исполнительной власти), которая, так или иначе, воспринимается Конгрессом.

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства, которое санкционирует их в качестве юридических норм. Если обычаи появляются из политической практики, то религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догмами веры. Ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями. Например, мусульманское право включает в себя не только шариат (предписания, содержащиеся в Коране, Сунне), но и адат (нормы обычного права, не противоречащие основам ислама, но различающиеся у разных мусульманских народов). Часть норм шариата, как и других разновидностей права, построенного на религиозных началах, представляют собой сакрализированные (освященные авторитетом бога, а потому непререкаемые) нормы, бытовавшие в период составления священных книг, обычаев.

 В Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и строится на принципах ислама

Религиозные источники мусульманских стран:

· Коран – откровение Аллаха через Мухаммеда.

· Сунна – это как таковое уже толкование юристами Корана и его положений.

· Иджма - способ восполнения пробелов в Сунне и бриближения всех статей к жизни .

· Кийяс- Суждение по аналогии, но ввиду достаточного количества норм Кийяс применяется достаточно редко.

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

Используются, когда не хватает норм права, существует какой-то правовой пробел. В Великобритании, например, для усиления аргументов суды используют работы таких видных ученых-государствоведов, как У. Блэкстон, Т. Мэйя, У. Беджгот.

 

В настоящее время правовая доктрина имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве). Большинство содержащихся в религиозных источниках норм имеет божественное происхождение, а значит считаются - вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации

9) международно-правовые акты.

Это такие важные акты как, например, «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г., «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» от 14 декабря 1960 г. и ряд других. Международные договоры, с одной стороны, — это источники международного права. С другой стороны, большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет перед правом внутригосударственным, и это заставляет учитывать международные договоры в качестве нормального, авторитетного источника конституционного права. Более того, международные договоры либо приравниваются к внутригосударственному праву, либо трансформируются во внутригосударственное право и применяются наравне с ним.

 

10) На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...