Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА




«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО»

«Прописи»: учебн. пособие / В.Н.Рослякова, Е.Н. Круглова, Н.М. Пылаева, Т.Ю. Хотылева

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов, картинок.

Плакаты для освоения гигиенических правил письма.

Пиктограммы и набор цветных магнитов для составления визуального расписания урока.

Наборы картинок с изображениями предметов, в названиях которых изучаемые буквы находятся в начале, середине, конце слова (количество наборов соответствует числу учащихся).

Разрезная азбука (количество – по числу учащихся).

Наборы цветных карандашей, фломастеров, авторучки, простые карандаши, ластики (в соответствии с числом учащихся)

Бархатная бумага, пластилин, природные материалы.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

- умение подготовиться к уроку письма, составить план урока (с помощью учителя или тьютора);

- знание гигиенических правил письма и умение их выполнять,

- достижение большей мануальной умелости, точности,

- освоение навыков анализа речевых единиц на слух; развитие фонетико-фонематического слуха,

- умение ориентироваться в прописи, в тетради и на пространстве классной доски,

- освоенность необходимых для письма графических навыков и умений,

- овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв,

- освоение написания слогов, слов и предложений,

- знание правил оформления предложения на письме и умение ими пользоваться: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,

- выработка навыка писать с большой буквы имена людей, клички животных,

- знание функций небуквенных графических средств: пробела, знака переноса, и умение пользоваться ими,

- освоение представление о слоге, как части слова; умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков,

- знание правил переноса слов и умение переносить слова по слогам,

- умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника),

- умение записывать под диктовку слова, предложения, короткие тексты,

- умение писать, используя освоенные правила орфографии и пунктуации,

- умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах и фразах, соотнося их с образцом,

- умение устно формулировать и правильно записывать собственные высказывания,

- умение выполнять простые лексические и грамматические задания,

совершенствование речевых умений, обеспечивающих готовность к общению с другими людьми в устной и письменной форме.

 



ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса для обучения школьников с РАС составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС НОО ОВЗ), а именно – детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС, вариант 8.2. Программа ориентирована на авторский метод создания «Личного букваря» Н.Б. Лаврентьевой (2008).

Программа отражает содержание интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в 1 классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.

С учетом особых образовательных потребностей школьников с РАС основными целями первого года обучения грамоте в первом классе будут:

- организация произвольного внимания и формирование мотивации у школьников с РАС к освоению грамоты,

- формирование осмысленных навыков чтения и письма,

- развитие у обучающихся с РАС навыков самостоятельного планирования собственной деятельности и речи и способности следовать намеченному плану,

- формирование целостного представления о письменной речи: о том, что буквы являются частями слов, за которыми стоят определенные значения; из слов состоят фразы, а из фраз – тексты, передающие сообщения, выражающие определенные смыслы.

Общая характеристика курса «Обучение грамоте»

Обучение грамоте детей с РАС так же, как и обучение грамоте школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, предполагает овладение умениями правильно читать и писать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, отработки графических навыков, обогащения словарного запаса и речевых умений. Однако, особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.

При обучении грамоте школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении. Так, частой проблемой у школьников с РАС становится «механическое чтение», когда ребенок бегло читает по слогам, но не фиксируется на смысле прочитанного, не может пересказать ни одной фразы.

Поэтому в характеристике курса «Обучение грамоте» для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом.Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.

Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.

Данным требованиям соответствует метод создания «Личного букваря» (Лаврентьева Н.Б., 2008) и соответствующий учебник. Обучение грамоте с использованием «Личного букваря» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.

 

Место учебного курса «Обучение грамоте» в учебном плане.

Согласно АООП НОО (вариант 8.2) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели при пятидневной учебной неделе.

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, в 1 классе на изучение русского языка выделяется 165 часов (5 часов в неделю) и 132 часа на литературное чтение (4 часа в неделю). Поскольку «Обучение грамоте» является интегрированным курсом, включающем в себя обучение чтению, обучение письму, пропедевтику освоения грамматики русского языка, рекомендуется объединить для освоения данного курса часы, предусмотренные для предмета «Русский язык» (165 часов) и, частично, часы, отведенные для «Литературного чтения» (33 часа). Таким образом, на курс «Обучение грамоте» отводится 198 часов, по 6 часов в неделю на протяжении 33 учебных недель.

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России, на изучение русского языка в 1классе выделяется 132 часа и 66 часов на литературное чтение. Курс «Обучение грамоте» потребует объединения учебных часов, предусмотренных для этих предметов, и в целом также составит 198 часов по 6 часов в неделю (33 учебные недели).

Если данная программа используется для занятий со школьниками с РАС, обучающимися по варианту 8.1 в первом классе (при наличии у них затруднений в освоении грамоты по общеобразовательной программе), то курс «Обучение грамоте» займет 132 часа, по 4 часа в неделю на протяжении 33 учебных недель.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...