Данный курс нацелен на освоение школьниками с РАС грамотного и осмысленного письма, и предполагает освоение необходимых для этого умений: овладение начертанием письменных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм, усвоение навыка письма под диктовку, развитие речевых умений, необходимых для создания собственных устных и письменных высказываний.
При этом курс «Обучение грамоте. Письмо» (так же, как и начальный курс обучения грамоте, построенный на создании «Личного букваря»), учитывает особые образовательные потребности школьников с РАС. Важнейшими среди них являются помощь «в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления»[4], а также содействие «развитию способности планировать»[5]. Поэтому специальное внимание в начале каждого урока уделяется составлению визуального плана с помощью пиктограмм. Во время планирования определяется, какие виды деятельности и в каком объеме будут представлены на уроке, что снижает тревожность школьников с РАС, делая ситуацию более предсказуемой, и помогает всем ученикам класса организовать свое внимание и поведение, научиться планировать свою деятельность.
Учитывая выраженные проблемы регуляции психофизического тонуса у школьников с РАС, сложности координации движений, мелких моторных действий, каждый урок письма включает в себя двигательную разминку и пальчиковую гимнастику. Гигиенические требования, выполнение которых необходимо при письме, усваиваются учащимися с помощью наглядной поддержки – специальных плакатов. На первых уроках отрабатывается также умение ориентироваться на пространстве листа тетради (прописи) и классной доски.
На каждом уроке уделяется специальное внимание развитию фонетико-фонематического восприятия школьников с РАС, формированию правильной артикуляции гласных и согласных звуков. Ученики тренируются в опознании на слух определенных гласных и согласных в ряду других звуков, слогов, а затем в словах: в начале, середине, конце слов. Рассматриваются особенности артикуляции гласных и согласных звуков для формирования слухопроизносительных дифференцировок.
Специальные задания нацелены на закрепление зрительного образа каждой буквы, усвоение зрительно-моторного навыка ее написания: буква конструируется из деталей, выполненных из бархатной бумаги, пишется в воздухе рукой, ногой, проводится поэлементный анализ строчной и заглавной букв, сравнивается печатный и письменный вариант одной и той же буквы, прописные буквы сравниваются между собой.
Так как овладение графическими навыками, необходимыми для освоения письма, - монотонный и сложный для школьников с РАС процесс, тренировка в написании элементов букв чередуется с игровыми заданиями, развивающими внимание (его концентрацию, устойчивость, способность к переключению), зрительно-моторную координацию детей, их пространственные представления. Эти занимательные заданиясоздают положительный эмоциональный фон, устраняют монотонность занятий и помогают в запоминании элементов графемы. Такие задания содержаться в прописи, специально адаптированной к обучению школьников с РАС (В.Н.Рослякова, Е.Н. Круглова, Н.М. Пылаева, Т.Ю.Хотылева, 2016, готовится к изданию).
Для каждого урока в прописи предусмотрено два листа с учебными заданиями: первый лист содержит занимательные упражнения, второй посвящен тренировке написания буквы или элементов буквы. Учитывая образовательные потребности и специфические трудности школьников с РАС в начале прописи предусмотрена более высокая рабочая строка. Высота строки, по мере освоения учащимися навыков письма, снижается и постепенно приходит к нормативу, а количество строк, предназначенных для выполнения классной работы, возрастает. Кроме того, пропись предусматривает специальную последовательность отработки написания элементов букв в зависимости от частоты их встречаемости на письме. Также в прописи задается точка начала и направление движения при написании буквы или элемента буквы.
Учитель на протяжении урока самостоятельно определяет частоту и количество используемых занимательных заданий в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика и класса в целом.
Изучение правил грамматики, орфографии и пунктуации проводится в минимальном объеме, необходимом при освоении написания слов и предложений. В том числе: отрабатывается написание имен собственных с большой буквы, подчеркивается роль буквы «и» как показателя мягкости предыдущих согласных, рассматриваются функции мягкого и твердого знаков, обсуждается правописание сочетаний «жи» и «ши».
Ученикам дается представление о слоге, как части слова; формируется умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги с опорой на количество гласных звуков; осваиваются правила переноса слов и умение переносить слова по слогам.
Формируется представление о предложении, отрабатывается умение последовательно и правильно списывать слоги, слова, предложения (с доски, из учебника). Школьники осваивают правила оформления предложения на письме: начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения, следить, чтобы между словами был пробел. Тренируется способность самокоррекции: умение находить ошибки и исправлять их.
Учитывая психофизические особенности школьников с РАС, специальное внимание уделяется поддержанию их учебной мотивации и усвоению правил поведения на уроке. Этому служат и занимательные задания, и получение «материальных наград» - наклеек в тетрадь по итогам урока, и специальная система «усиленного поощрения» ученика на уроке, когда отмечается любой, даже самый незначительный его успех (например: «Молодец, ты задал правильный вопрос!»).
Чтобы предотвратить свойственное школьникам с РАС неосмысленное, механическое усвоение навыков, в уроки включаются задания, которые помогают понять, что письмо - неотъемлемая часть повседневной жизни: ученики пишут записки друг другу, письма своим родителям, любимым сказочным персонажам; учатся искать и исправлять ошибки не только в собственных работах, но и в работах своих одноклассников. Тем самым, у школьников с РАС не только формируется умение грамотно писать, но и, в целом, развиваются коммуникативные компетенции, что соответствует основным задачам обучения таких детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса «Обучение грамоте. Письмо» для школьников с РАС, обучающихся по вариантам 8.1 и 8.2 в первом дополнительном классе (93 часа)
№ урока
Тема урока
Виды работ
1-2
Пропись — первая учебная тетрадь.
1.Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2.Учимся отвечать на вопросы учителя, поднимая руку.
3.Составляем визуальный план урока: знакомство с символами-пиктограммами, обозначающими тот или иной вид учебной деятельности на уроке.
4.Знакомство с опорой на наглядный материал (плакаты) с гигиеническими правилами письма: сидеть прямо, не сгибаясь; держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол, в крайнем случае, опирались на него равномерно и др.
Запоминаем правильное расположение учебной тетради на рабочем месте и правильное положение ручки при письме.
5. Знакомство в прописью
3-4
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске.
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4.Знакомство с письменными принадлежностями с опорой на иллюстрации
5. Знакомство в прописью
5.Ориентировка в первой учебной тетради: уточнение понятий "рабочая строка" и "межстрочное пространство"
6. Работа с занимательной страницей прописи: обводка предметов по контуру
5
Письмо овалов и полуовалов.Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Ориентировка в первой учебной тетради: уточнение понятий "рабочая строка" и "межстрочное пространство"
6. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
7. Развитие зрительно-пространственнных представлений: задания, направленные на уточнение понятий "право-лево", " верх-низ ".
8.Занимательная страница прописи: штриховка предметов
9. Занимательная страница прописи: обводка предметов по контуру
6-7
Рисование бордюров. Подготовка руки к письму.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика (стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Ориентировка в первой учебной тетради: уточнение понятий "рабочая строка" и "межстрочное пространство"
7. Развитие зрительно-пространственнных представлений: задания, направленные на уточнение понятий "правый верхний/нижний угол", " левый верхний/нижний угол".
8. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
9. Занимательная страница прописи: обводка предметов по контуру
8
Письмо длинных прямых наклонных линий. Освоение правил правильной посадки при письме.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Ориентировка в первой учебной тетради: уточнение понятий "рабочая строка" и "межстрочное пространство"
5. Развитие зрительно-пространственнных представлений: задания, направленные на уточнение понятий "правый верхний/нижний угол", " левый верхний/нижний угол".
6.Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика (стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
7. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
8. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
9. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно вводятся правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
9
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Соблюдение правил правильной посадки при письме.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6.Лепка изучаемого элемента из пластилина
7. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
8. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
10
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
7. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
8. Нахождение изучаемого элемента в прописных буквах.
11
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
7. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
8. Занимательная страница прописи: нахождение изучаемого элемента в прописных буквах.
9. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
12
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
7. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
8. Занимательная страница прописи: нахождение изучаемого элемента в прописных буквах.
9. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
13
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
7. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
8. Занимательная страница прописи: нахождение изучаемого элемента в прописных буквах.
9. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
14
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика (стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5. Показ учителем способа написания элемента на доске с объяснением.
6. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
7. Занимательная страница прописи: раскрашивание геометрических фигур (параллельно отрабатываются правила раскрашивания:
1. Не выходим за контур;
2. Не оставляем белых пятен;
3. Раскрашиваем в одном направлении)
8. Нахождение изучаемого элемента в прописных буквах.
9. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
15-16
Строчная и заглавная буквы А, а.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
9. Конструирование буквы из бархатной бумаги
10. Занимательная страница прописи: поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11. Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
17
Строчная и заглавная буквы О, о. Сравнение строчной и заглавной букв.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
9. Конструирование буквы из бархатной бумаги
10. Занимательная страница прописи: поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11. Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
18-19
Строчная буква и.
Сравнение печатной и прописной буквы И.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
9. Конструирование буквы из бархатной бумаги
10. Занимательная страница прописи: поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11. Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
20
Заглавная буква И.
Сравнение печатной и письменной букв
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Конструирование буквы из бархатной бумаги
9. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
10. Занимательная страница прописи: поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11. Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
21
Строчная буква ы.Сравнение печатной и письменной букв.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
9. Конструирование буквы из бархатной бумаги
10. Занимательная страница прописи: поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11. Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
22-23
Строчная и заглавная буквы У, у. Сравнение строчной и заглавной букв.
1. Подготовка к уроку письма: достаем из портфеля нужные для урока учебные принадлежности и тетрадь
2. Составляем визуальный план урока: с помощью символов-пиктограмм учитель составляет наглядный план урока на доске. (Пиктограммы дублируются в прописи)
3.Продолжаем освоение гигиенических правилами письма с помощью плакатов
4. Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика(стихотворение для выполнения и методические рекомендации представлены в задании №1 занимательной страницы прописи)
5.Для закрепления связи между звуком и буквой:
- подчеркивание акустического образа звука с акцентом на артикуляторные ощущения
- подчеркивание зрительного образа буквы
6. Развитие фонематического восприятия:
· Уточнение артикуляции гласного звука;
· Вычленение гласного звука на слух
А) из ряда гласных (в начальной позиции)
Б) из серии слогов с повторяющимися гласными
В) из слова (в начальной позиции, под ударением)
Г) из слова (гласный в середине слова под ударением)
7. Анализ букв: из каких элементов состоит
8. Показ учителем способа написания буквы на доске с объяснением.
9. Конструирование буквы из бархатной бумаги
10 Занимательная страница прописи: . Поиск изучаемой буквы в зашумленном пространстве
11.Рабочая страница прописи: письмо изучаемой буквы в широкой строке (высота строки постепенно уменьшается и приходит к нормативной строчке)
12. Занимательная страница прописи: Штриховка предметов
13. Конструирование изучаемых предметов из бархатной бумаги и подручных материалов (т.к. время изучения данного материала - осень, часто мы используем природные материалы. Параллельно расширяем словарный запас ребенка о данном времени года )
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 274.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...