Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурно-логическая модель товара




Структурно-логическая модель товара.

Структуризация объекта – выделение конечного числа существующих свойств, компонент объекта.

Аксиомы структуризации:

1. необходимость компонентов;

2. достаточность компонентов;

3. независимость компонентов.

Компоненты

V– целевое название – множество функций, которые объект должен выполнить с целью удовлетворения тех или иных потребностей.

Р – принцип действия – это множество взаимоотношения рабочих процессов обеспечивших выполнение функций, входящих в V.

Рабочий процесс – физические явления, эффект, существующий в природе или созданный искусственно.

L – конструкция. Материально-вещественная и пространственная определенность объекта, позволяющая реализовать рабочие процессы из принципа действия.

T – технология производства. Совокупность мероприятий по технической подготовке и тиражированию подобных экземпляров техники.

Т’– технология потребления (эксплуатации). Совокупность мероприятий по подготовке к осуществлению фактического использования.

N (t) – количество экземпляров техники выпущенной к моменту t.

M (t) – количество экземпляров техники, которая находится в эксплуатации к моменту t.

Q=<V,P,L,T,T’,N(t),M(t)>

Граница жизненного цикла: этап разработки <V,P,L,T,T’> + этап полезной жизни <N(t),M(t)>

Поток новой техники

объекты техники сопоставимы.

Множество сопоставимых объектов, упорядоченных по времени появления, образуют поток новой техники.

Жизненный цикл товара

Q=<V,P,L,T,T’,N(t),M(t)>

Граница жизненного цикла: этап разработки <V,P,L,T,T’> + этап полезной жизни <N(t),M(t)>

Поток новой техники

объекты техники сопоставимы.

Множество сопоставимых объектов, упорядоченных по времени появления, образуют поток новой техники.

Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга.

Графики, характеризующие изменение показателей в различные фазы жизненного цикла. 1-Фаза выхода на рынок; 2-Рост; 3-Зрелость; 4-Упадок. А — продажи; B — прибыль.

Различные варианты кривой жизненного цикла товара: 2 — повторный цикл; 3 — «гребешковая» кривая

Согласно маркетинговой концепции любой товар проходит жизненный цикл, то есть существует определённый период времени, когда он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле товара выделяют четыре фазы, четыре этапа:

1. Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет.

2. Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж.

3. Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном этапе стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется.

4. Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается до нуля.

В некоторых случаях отдельные фазы делятся еще на несколько этапов для более подробной характеристики поведения товара и принятия решений, связанных с деятельностью на данном этапе. Например, первую фазу выведения товара на рынок можно разделить на два этапа: создание нового товара и вывод его на рынок.

Зависимость изменения объёма продаж обычно изображают графически. По оси абсцисс откладывается время, а по оси ординат — объём продаж, измеряемый в стоимостном или натуральном выражении.

Зависимость изменения показателей, связанных с присутствием товара на рынке не всегда бывает одинаковой для всех видов товаров и может отличаться от типичной, которая представлена на рисунке. Кривая жизненного цикла товара может иметь повторный цикл. Повторный рост спроса на товар может быть объяснён мероприятиями по стимулированию сбыта, проведенными на этапе упадка товара. Ещё одной разновидностью кривой жизненного цикла товара может быть «гребешковая» кривая, которая представляет собой несколько последовательных циклов, порождённых, например, открытием новых характеристик товара, новых способов использования или появлением новых пользователей. Такое явление наблюдалось в отношении нейлона, сбыт которого несколько раз возрастал в связи с появлением в течение времени новых областей его использования: парашюты, чулки и бельё, рубашки, ковровые покрытия.

Понятие жизненного цикла применимо также для товарного класса (например, автомобили с бензиновым двигателем), разновидности товара (например, кабриолеты) или конкретной марки автомобиля (например, «Форд Фокус»). У товарных классов продолжительность жизненного цикла самая продолжительная, а разновидности товара имеют более короткий жизненный цикл. Продолжительность жизненного цикла конкретной марки зависит от того, насколько удачной и востребованной она оказалась, а также от того, как действуют конкуренты.

Вопрос №5. Неоклассическая функция полезности, её свойства и их экономическое толкование. Карта предпочтений потребителя использующего для оценки набора товаров пропорциональную функцию полезности.

Функция полезности Кобба-Дугласа):

Данное семейство функций полезности описывает предпочтения потребителя, обладающие свойством выпуклости, т. е. ситуацию, когда потребителю важно включать в набор какое-то количество единиц каждого товара. При этом уменьшение потребления какого-либо товара может быть скомпенсировано за счет увеличения потребления других товаров. Здесь величины представляют весовые коэффициенты, описывающие предпочтения потребителя между различными видами товаров, представляет собой масштабирующий множитель.

Кривые безразличия

Множество наборов товаров, обеспечивающих потребителю заданный уровень полезности (являющихся одинаково полезными для потребителя) называют кривой безразличия.

Пусть на пространстве товаров задана функция полезности и - выбранный потребителем уровень полезности, тогда кривой безразличия уровня называют множество наборов товаров

Очевидно, что семейство кривых безразличия представляет собой семейство линий уровня для функции полезности потребителя.

Для простоты будем предполагать, что в распоряжении потребителя имеются два вида товара:

- количество единиц первого товара,

- количество единиц второго товара.

Функция полезности потребителя .

Рассмотрим основные свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия, соответствующие различным уровням полезности, не пересекаются и не имеют общих точек. Это утверждение непосредственно следует из определения кривой безразличия.

2. В случае, когда предпочтения потребителя обладают свойством ненасыщаемости, чем дальше на северо-восток на координатной плоскости располагается кривая безразличия, тем более высокому уровню полезности она соответствует.

3. Кривая безразличия представляет собой график убывающей функции.

Докажем это утверждение. Запишем уравнение кривой безразличия в виде:

Данное тождество задает как неявную функцию от аргумента .

Используя правило дифференцирования неявной функции, находим производную :

Поскольку из свойств функции полезности следует, что предельные полезности являются неотрицательными величинами, то, следовательно, в левой части равенства стоит неположительная величина. Это означает, что , т. е. зависимость от представляет собой убывающую функцию.

В случае стандартных предпочтений потребителя, кривая безразличия представляет собой график выпуклой вниз функции.

Основные виды кривых безразличия

1. Совершенные товарозаменители.

Вспомним, что в этом случае функция полезности имеет вид:

Следовательно, уравнение кривой безразличия:

Таким образом, в случае совершенных товарозаменителей кривые безразличия представляют собой прямые линии с отрицательным коэффициентом наклона к положительному направлению оси абсцисс.

2. Выпуклые предпочтения потребителя

Вспомним, что данные предпочтения описываются функцией полезности Кобба-Дугласа:

Отсюда получаем уравнение кривой безразличия:

Кривые безразличия представляют собой семейство гипербол, расположенных в первой координатной четверти.

3. Взаимодополняемые товары.

Как мы знаем, в этом случае функция полезности имеет вид:

Вспомним определение функции :

Отсюда получаем, что уравнения кривых безразличия имеют следующий вид:

Графически семейство кривых безразличия можно представить следующим образом:

Задача потребительского выбора

Предположим, что у потребителя имеется некий доход, который он собирается потратить на приобретение набора товаров. Обозначим через размер дохода потребителя, через - цены единиц соответствующих видов товаров, - вектор цен товаров. В этом случае, стоимость набора товаров , приобретаемого потребителем будет равна:

Каждому потребителю доступны лишь те наборы товаров, чья стоимость не превышает дохода потребителя. Множество наборов товаров, доступных потребителю, образуют бюджетное множество потребителя.

Пусть доход потребителя составляет величину . В этом случае, бюджетным множеством потребителя называется множество наборов товаров:

Те наборы товаров, чья стоимость в точности соответствует доходу потребителя, образуют бюджетную линию.

Пусть доход потребителя составляет величину . В этом случае, бюджетной линией потребителя называется множество наборов товаров

В качестве примера рассмотрим случай, когда в распоряжении потребителя имеются два вида товара. Введем следующие обозначения:

- количество единиц первого товара,

- количество единиц второго товара,

- потребительский набор,

- вектор цен.

В этом случае, бюджетной линия будет представлять собой прямую, удовлетворяющую уравнению или . Бюджетным множеством потребителя будет часть первой четверти координатной плоскости , которая лежит ниже бюджетной линии:

Задача потребительского выбора формулируется следующим образом: среди множества наборов товаров, доступных потребителю, потребитель стремится выбрать тот, который обеспечит ему наибольший уровень полезности.

Математическая формулировка задачи потребительского выбора имеет следующий вид:


Вопрос №6. Пропорциональная функция полезности, её свойства и их экономическое толкование. Карта предпочтений потребителя использующего для оценки набора товаров пропорциональную функцию полезности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...