Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи экономического анализа деятельности предприятий. Принципы классификации видов экономического анализа.




Задачи экономического анализа:

1) изучение и объективная оценка выполнения плана и эффективности производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям;

2) установление количественных характеристик действия различных факторов на развитие экономики предприятия и его подразделений;

3) обеспечение научно-технического и расчетно-экономического обоснования принимаемых решений;

4) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования.

5) обобщение и распределение передового опыта для повышения эффективности производства;

6) содействие осуществлению текущего контроля за деятельностью предприятий и его подразделений.

7) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);

8) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

9) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

По степени широты и доступности привлекаемого информационного обеспечения в научной и учебно-методической литературе принято выделять два вида анализа: внутренний и внешний.

Второй способ классификации видов анализа основан на типе анализируемых подсистем предприятия. Здесь же можно отметить, что наибольшую значимость и информативность для принятия управленческих решений имеет анализ производственной и финансовой подсистем.

Производственный анализ заключается в обобщении данных, касающихся производственной деятельности хозяйствующего субъекта, выраженных прежде всего в натуральных измерителях - тоннах, метрах, штуках. Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.

С точки зрения направленности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени следует выделить два главных аспекта - ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже имевшими место фактами и результатами. Методики проведения ретроспективного анализа традиционны, хорошо разработаны и требуют от аналитика в большей степени внимания и аккуратности, нежели высокой квалификации и интуиции. Перспективный анализ направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом.

Также виды экономического анализа классифицируют по:

1) субъектам, т. е. те, кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);

2) периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

3) содержанию и полноте изучаемых вопросов(полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

4) методам изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т. д.).

 

32. Метод детализации, его использование для оценки состояния анализируемого объекта, его назначение.

Метод детализации состоит в расчленении показателей, характеризующих исследуемый объект на составляющие с целью их тщательного изучения, анализа и синтеза. Потребность в этом методе вызвана тем, что общие показатели могут нивелировать, сглаживать отдельные положительные и отрицательные отклонения, поскольку они представлены в основном в виде сумм, произведений, средних, относительных величин.

Детализация широко применяется в научных исследованиях и на практике, особенно в анализе хозяйственной деятельности. В сочетании с другими методами анализа она позволяет всесторонне оценить явление и выявить факторы, влияющие на него. Детализация углубляет анализ и способствует многоцелевом использованию его результатов.

Детализацию в экономическом анализе целесообразно проводить по следующим направлениям:

- Место совершения хозяйственных операций (структурные производственные подразделения и т.д.);

- Центр ответственности;

- Состав и структура исследуемого явления (отрасли производства, виды продукции, категории работников и др.);

- Факторы, которые влияют на формирование исследуемого объекта;

- Качественные признаки;

- Временные признаки (рис. 10.9).

Используя метод детализации, необходимо соблюдать принцип основного звена, или узких мест, который заключается в выделении в ходе анализа важнейшей, существенной звена или самого проблемного места по повышению прибыльности, эффективности производства. Слишком глубокая детализация анализа снижает его оперативность и эффективность. Проведение детализации в экономическом анализе требует определенных знаний и практических навыков по моделированию, прежде всего математического, поскольку эти методы тесно связаны между собой. Моделирование - это метод исследования явлений, процессов, систем в экономике путем создания и анализа их моделей. Под моделью (лат. Modulus - мера, образец) понимают абстрактный образ, отражающий основные черты описываемого явления. Термин "модель" также употребляют как аналог исследуемого процесса, предмета или явления, отражает существенные функции и характеристики моделируемого объекта, исходя из цели исследования.

В основном математическая модель любого явления или процесса в экономике описывается с помощью системы уравнений или неравенств, в состав которых входит определенный набор переменных и параметров.

Переменные величины математических моделей - это показатели, отражающие размер экономических явлений, процессов (например, объемы выпуска продукции, капитальных вложений) с помощью параметров.

Параметры - показатели, с помощью которых исследуются количественные связи между отдельными экономическими явлениями. Например, это может быть норма расхода материалов на производство определенного вида продукции.

Необходимость использования моделирования объясняется тем, что разложение результативных показателей на элементы (факторы) осуществляется с обязательным использованием различных типов детерминированных (функциональных) моделей. Они позволяют изучить функциональную связь между общим результативным показателем (функции) и отдельными факторами (факторами), которые еще называют аргументами.

 

Моделирование детерминированных факторных систем должно осуществляться с соблюдением следующих правил.

1. Факторы и сама модель должна иметь реальный, а не абстрактный характер, то есть существовать в действительности и иметь четко очерченные параметры.

2. Факторы, которые входят в модель, должны находиться в причинно-следственной связи с результативным показателем и с другими факторами.

3. Показатели в модели следует подавать количественно выраженными с помощью абсолютных или относительных, средних показателей.

4. Факторная модель должна соответствовать своему основному назначению - давать возможность определить влияние отдельных факторов на результативный величину.

При проведении детализации основном используются несколько основных типов факторных моделей: аддитивные, мультипликативные, кратные и смешанные (комбинированные)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...