Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика курса «Обучение грамоте»




Обучение грамоте детей с РАС так же, как и обучение грамоте школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, предполагает овладение умениями правильно читать и писать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, отработки графических навыков, обогащения словарного запаса и речевых умений. Однако, особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.

При обучении грамоте школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении. Так, частой проблемой у школьников с РАС становится «механическое чтение», когда ребенок бегло читает по слогам, но не фиксируется на смысле прочитанного, не может пересказать ни одной фразы.

Поэтому в характеристике курса «Обучение грамоте» для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом.Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.

Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.

Данным требованиям соответствует метод создания «Личного букваря» (Лаврентьева Н.Б., 2008) и соответствующий учебник. Обучение грамоте с использованием «Личного букваря» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.

 

Место учебного курса «Обучение грамоте» в учебном плане.

Согласно АООП НОО (вариант 8.2) для обучающихся с РАС продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели при пятидневной учебной неделе.

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, в 1 классе на изучение русского языка выделяется 165 часов (5 часов в неделю) и 132 часа на литературное чтение (4 часа в неделю). Поскольку «Обучение грамоте» является интегрированным курсом, включающем в себя обучение чтению, обучение письму, пропедевтику освоения грамматики русского языка, рекомендуется объединить для освоения данного курса часы, предусмотренные для предмета «Русский язык» (165 часов) и, частично, часы, отведенные для «Литературного чтения» (33 часа). Таким образом, на курс «Обучение грамоте» отводится 198 часов, по 6 часов в неделю на протяжении 33 учебных недель.

Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России, на изучение русского языка в 1классе выделяется 132 часа и 66 часов на литературное чтение. Курс «Обучение грамоте» потребует объединения учебных часов, предусмотренных для этих предметов, и в целом также составит 198 часов по 6 часов в неделю (33 учебные недели).

Если данная программа используется для занятий со школьниками с РАС, обучающимися по варианту 8.1 в первом классе (при наличии у них затруднений в освоении грамоты по общеобразовательной программе), то курс «Обучение грамоте» займет 132 часа, по 4 часа в неделю на протяжении 33 учебных недель.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с РАС курса «Обучение грамоте» в 1 классе

Личностные результаты

Школьник с РАС получит возможность для формирования следующих личностных универсальных учебных действий (УУД):

- положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте,

- интереса к письменной речи,

- положительного и осознанного принятия роли ученика,

- осознанного отношения к освоению чтения и письма, к учебному процессу в целом,

- осмысленного восприятия собственных вкусов, привычек, желаний,

- эмоционального осмысления событий собственной жизни,

- интереса к языковой и речевой деятельности,

- эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми,

- развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь.

 

Метапредметные результаты

Использование метода создания «Личного букваря» в первом классе на уроках обучения грамоте позволяет сформировать следующие метапредметные УУД:

Регулятивные

- осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им,

- развитие возможностей организации произвольного внимания,

- развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя,

- развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи,

- отработка умения следовать собственному плану,

- возможность совместно с учителем оценивать результат своих действий, вносить коррективы,

- развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу,

- формирование осмысленных учебных навыков, которые обучающийся с РАС использует в различных ситуациях (учебных и житейских).

Познавательные

- осознанно относится к букве, как части слова, к слову – как к части фразы, а к фразе, как части текста,

- понимать, что слово, фраза, текст являются носителями определенных значений и смыслов,

- строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя,

- выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом,

- с помощью учителя находить аналогии в собственном опыте с изучаемыми фактами,

- с помощью учителя и самостоятельно находить нужную информацию в учебниках,

- составлять (устно и письменно) высказывание по предложенному рисунку, фотографии,

- анализировать факты языка, выделяя их существенные признаки (например, гласные и согласные звуки),

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова обозначающие различные категории предметов, явлений природы и др.)

Коммуникативные

- формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,

- слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,

- самостоятельно задавать вопросы и по теме урока, и в ситуации, когда появляется необходимость в объяснении учителя,

- адекватно воспринимать оценки учителя (понимать их зависимость от качества выполненной работы, от старания на уроке, а не от хорошего или плохого отношения педагога),

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне фразы),

- адекватно оценивать собственное поведение на уроке, стараться использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

- сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,

- сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),

- умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,

- освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого класса),

- умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,

- умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,

- умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),

- умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),

- умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,

- умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,

- отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,

- умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,

- умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки) прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,

- соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,

- умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,

- знать разницу между гласными и согласными звуками,

- умение правильно ставить ударение в словах,

- знать и правильно называть буквы русского алфавита,

- знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,

- умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,

- умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,

- осознавать единство звучания и значения слова,

- определять количество слов в предложении,

- знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,

- знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,

- различать слова - названия предметов, слова – названия действий предметов, слова – названия признаков предметов,

- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,

- писать предложения под диктовку печатными буквами,

- умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,

- умение писать имена собственные с большой буквы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...