Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности усвоения звуковой стороны речи дош




Само освоение звуков нач на перв го жизни, когда реб овлад своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. Раннее восприятие реб слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. В 10–11 мес. слово начинает служить средст общения и приобретает хар-р языкового средства. Начин период фонемногор/р . К концу перв года появл первые слова. С нач втор года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т. д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков. Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Бол значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Овлад новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – заместитель. Дети при переходе к правильному произношению звуков нач пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), реб говорит «шобака», М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука. Основ путь развития фонетической стороны речи реб проходит в преддошк возрасте. К 3 годам реб овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки. Речь осуществляется деятельн сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга. Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деят-ти слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звук стороны речи. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.Следов, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дош воз яв-ся соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка. Бол значение в произношении имеет деят-ь речедвигательного аппарата, который к дош возр сформирован, но имеет некоторые особенности.Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления реб жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения Одной из важных предпосылок формир речи является способность реб к подражанию. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первгода жизни, особенно интенсивно оно разви на вто году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда реб, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. Причины речев нарушений у дет можно классифицировать как:1. органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с реч функцией. Обратному развит они не подлежат; 2. функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в рече органах и в отделах центральной нервной системы. В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) яв-ся недостаточное разв реч аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У дет недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхат система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взро , часть полости рта и т. д.). После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания. Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет реб в период р/р (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).Непосильная для реб речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

 

19. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формир звуковой стороны речи осуществляется в условиях д/св двух формах: в форме обуч на занятиях и воспитания всех сторон звук культуры речи вне занятий. Глав роль в обуч принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражн дет. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражн вне занятий. Ведущей формой обуч яв-ся коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и дает более стойкие результаты, чем в условиях индивид работы. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности дет. Наибольший эффект дает обуч , кот начали на более ранних этапах дош детства. В процессе систематического обуч необходимо использовать методику, обеспечивающую развитие моторики речевого аппарата, речевого дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны. В ходе обучения следует также формировать у реб осознание особенностей своего произношения. Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упраж включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подв играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...