Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технол формир граммат стороны речи у дет




Физиологическим механизмом освоения грамматического строя яв-ся генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Реб, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У реб вырабат определенный динамический стереотип при изменении имен сущ , прил и др грамматических форм. Реб усваивает, что для выражения тех или иных мыслей треб употребление определенных грамматич форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если реб усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Реб                                                                                       твердо усвоил в практике общения, что все слова (сущ) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др. Реб усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем г. во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.). Усвоение реб грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. У дет вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению. Раньше всего реб усваивает число сущ (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными сущ: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает разл желания, имеющие для реб бол значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой сущ. 1период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). 2 период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формиров грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). 3 период – период усвоения морфологической системы рус яз, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Усвоение морфологической системы рус яз происходит на основе разв удет ориентир в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у стар дош. Для выработки ориентировки важна деят-ть реб со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к полож результату. При усвоении граммати строя языка дош проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из вед мест. Усвоение грамматики связано с когнитивным развит реб, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений. Трудности и постепенность усвоения грамматич строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В рус яз, много нетипичных форм, т. е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

В период от 1 г. 8 мес. до 1 г. 10 мес. появл двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. Около 1 г. 9 мес. появл предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений реб достигает в пять с половиной лет. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 г. 9 мес., с двух-трех лет – наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно. Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях между отдельными представлениями. Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Вдостаточной степени легко дети польз сложносочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам (4 г. 5 мес.). Более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного: (4 г. 9 мес.). Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Использ придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют). В стар воз дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Дош польз в основном морфологическим способом. Для образования слов реб должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание)..Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...