Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития словаря детей дошкол. Задачи и содер словар работы в д/с




В развитии словаря дет дош воз выд 2 стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Количественный рост словаря. Дош возр – период быстрого обогащения словаря. Первые осмысленные слова появля у детк концу перв г. жизни. В современной отечеств методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащ актив словаря происходит быстрыми темпами, и к концу вто го жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем г может достигать 1500 слов. Тре год жизни – период наиболь увелич активного слов запаса. К 4 г количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число сущ и глаг, медленнее растет число используемых прилаг. Это объясняется, во-1, условиями воспит во-втор, хар-м имени прилаг как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интер и потребн реб. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю». Путь развития обобщения у дет охарактеризовала М. М. Кольцова По ее данным, сначала слово выступает для реб лишь как компонент сложного воздействия взрос, как компонент целой ситуации, кот.включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: 1 степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала втор года жизни; 2 степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относ к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Эта степень обобщения может быть достигнута дет к концу втор года жизни; 3 степ обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Эта степень обобщения доступна детям в 3– три с половиной года; 4 степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. Для того чтобы реб усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взро, с восприятием малышом предмета или действия, кот оно обозначает. Причем чем мен реб, тем большее количество таких совпадений требуется. Для разв более высоких степеней обобщения треб во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом («Эта кукла – хорошая игрушка.Сколько у тебя игрушек – и кукла, и автомобильчик, и мячик!»). После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрос и как организована деят-ть детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употре слова, обозначающие конкретные предметы, котор они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка,).Переносные значения слов усваиваются дет не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие дет (услышав выражение «он с петухами спать ложится», реб возражает: «Нет, они заклюют»). У реб в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.К стар дош возр дети овлад лексикой и др компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В ста дош воз наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!» Важ зад воспи и обуч состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формир умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

4 осно задачи:Во-1, обогащ словаря новыми словами, усвоен дет ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, и др.).

Во-2, закрепление и уточнение словаря.сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, кот в них выражено, развит умения пользоваться общеупотребительными словами.
 В-3х, активизация словаря. Усваиваемые дет слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые реб не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употреб в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Реб должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с др словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. (мыло душистое) След обращать вним на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-4, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше зад взаимосвязаны и реш на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии. Содер словар работы в дош возр прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой реб культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Содер опред на основе анализа общей програм развития и воспит дет: это лексика, необходимая реб для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разн видов деят-ти. С этой точки зрения в содерж слов работы выдел слова, обозначающие материальную культуру, природу, челов, его деят-ть, Прежде всего дети усваивают· бытовой словарь: названия частей тела, лица;названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;· природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;· обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, и др.);· эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); · лексику, обозначающую время, пространство, количество.Необходимо разв у дет желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развив ориентировку в сочетаемости слов. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления дет с окр жизнью, физ культуры, экологического и музык воспитания, изобраз деят-ти, математ развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...