Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рассмотрим более подробно методы исследования.




Наблюдение

Педагогическое наблюдение педагога, состоит в восприятии деятельности детей в разных ситуациях. Умение наблюдать – показатель педагогических способностей человека.

Метод наблюдения определяется как «относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, метод познания действительности, на основе непосредственного восприятия».

Цель наблюдения – найти в педагогическом процессе явления и факты, которые его интересуют. Это длительный процесс, требует много времени и терпения в получении результатов.

Методу наблюдения присуща известная ограниченность, так как при его использовании доступны лишь внешние проявления педагогического процесса. Поэтому этот метод используется в сочетании с другими.

В процессе наблюдения используются самые разнообразные технические средства от хронометража до записывающей аппаратуры.

Беседа как метод исследования

Беседа используется как метод изучения личности воспитанников в практической деятельности педагога.

Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагогической подготовки, искусства вести беседу. Результат беседы зависит и от того с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости.

Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать её.

При использовании этого метода надо уметь вступить в контакт с испытуемым и поддерживать нужное направление разговора. Эта беседа отличается от интервью, то есть односторонней беседы, где один задаёт вопросы, а собеседник только отвечает.

Для беседы необходима атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается.

Результаты беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Результаты беседы самому экспериментатору не следует записывать. Надо запомнить и в последствии воспроизвести. Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы.

Анкета как метод исследования

Анкетирование широко используется в психолого-педагогических исследованиях.

В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция, она неизменна в процессе анкетирования.

Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статически обрабатываются.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод используется в основном, как дополнительный.

При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение документации дошкольного учреждения, продуктов деятельности детей или учреждения.

Так изучая развитие личности дошкольника необходимо изучить данные его физического развития.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.

Существует ряд требований к методике проведения педагогического эксперимента: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Педагогический эксперимент обычно состоит из трех частей: (констатирующей, формирующей и итоговой) и начинается с разработки аппарата научного исследования.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выявлении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента может включать ряд исследовательских методик: наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и др.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то проводится формирующая часть эксперимента.

Цель этой части эксперимента - в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике. Завершается педагогический эксперимент третьей его частью, которая называется итоговой или заключительной (контрольной). В методике её проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента.

Проверка полученных данных может осуществляться в нескольких образовательных учреждениях.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики развития лучших детских садов. Известно, что опытным путём педагоги подходят к важным педагогическим находкам не известным в  дошкольной педагогике. Эти новшества надо изучать, обобщать, подводить под них теоретическую основу и делать достоянием других.

 

 

Практическая значимость

 

Практическая значимость дипломной работы определяется возможностью использования результатов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

 «Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики формирования …, которые могут успешно использоваться …»

«Результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности …».

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Следующим этапом стадии конструирования дипломной работы является создание программы (методики исследования).

Методика - это документ, который включает в себя описание проблемы, объекта, предмета исследования, его цели, задачи, гипотезу и методов исследования, разработку временного графика выполнения намеченных работ (планирование индивидуального или коллективного исследования).

Практическая работа планируется на основании выбранных практических методов исследования.

Опытно-экспериментальная работа базируется на методе эксперимента и включает в себя:

- констатирующий эксперимент – выявление достоинств и недостатков реальной деятельности;

- формирующий эксперимент – форма решения целей, задач исследования, способ проверки выдвинутой гипотезы;

- контрольный эксперимент – подтверждение гипотезы, результаты решения задач эксперимента.

В ходе эксперимента студент отмечает его соответствие планируемым результатам и делает выводы о качестве проведенной работы, анализирует методы и дидактические средства, используемые им в ходе исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По объему заключение в выпускной квалификационной работе может занимать 1,5 - 2 страниц печатного текста.

В заключении подводится итог проведенной работы по исследованию психолого-педагогической проблемы, отмечаются как положительные результаты, так и недостатки, формулируются рекомендации и предложения относительно возможности использования материалов работы.Выводы должны быть представлены по каждой из задач исследования и главное – по цели исследования. Это связывает заключение с введением, обеспечивая законченность и логическую выстроенность работы

Примеры стандартных словесных оборотов:

«Анализ результатов, полученных после проведения эксперимента (практической работы), позволяет говорить о его высокой эффективности».

«Как показало наше исследование, разработка … создает достаточно полное представление о …, положительно воспринимается практикой и имеет высокий показатель результативности в дошкольной образовательной организации».

«В ходе исследования было выявлено, что эффективность процесса … существенно повышается, если: 1). …2). …».

«По результатам исследования были сделаны следующие выводы: …».

«Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о …».

«Опираясь на результаты психологических (педагогических, исторических и др.) исследований этой проблемы, можно заключить, что …».

«Результаты исследований и анализ психологической (педагогической) литературы позволяют сделать некоторые выводы: …».

«Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические процедуры являются адекватным средством совершенствования …».

«В заключении следует сказать о некоторых наших выводах. Первый состоит в том, что … . Второй вывод о том, что … . Третий вывод заключается в том, что …» .










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...