Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема и актуальность исследования
Из проблемы формулируется тема.Тема исследования формулируется в начале исследования, но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован объект и предмет исследования. Затем определяется ее актуальность: - соответствие ее современному состоянию дошкольного образования; - перспективность в развитии дошкольного образования. - потребность в более эффективных исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных; - потребность в методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности и более высокую эффективность обучения, воздействия, практическую значимость. Требования к формулированию темы (заглавия, названия, наименования) исследования в дипломных работах: - заглавие дипломных работ конструируется в соответствии с требованиями точности, краткости, выразительности и адекватности; - по своему характеру заглавие должно раскрывать основной результат, который предполагает получить исследователь; - в заглавие исследования выносятся доминирующие слова, которые однозначно выражают содержание понятий, определение сущности которых могут быть обозначены в плане работы; - слова, находящиеся в заглавии, должны быть ясными сами по себе, нужно избегать новых словообразований и терминов, а также понятий узкопрофессионального и местного значения; - заглавие в содержательном плане должно быть по возможности более емким, а с другой – среди нескольких вариантов предпочтение надо отдать более короткому. - отсутствие определенности в формулировке заглавия – существенный недостаток. Не должно быть названий, начинающихся со слов «проблемы…», «вопросы …», «совершенствование …», «исследование …», «улучшение …», «оптимизация …», «разработка …» и т.п. Надо четко сформулировать, какая именно проблема, какой именно вопрос поставлены в центр исследования. - в заглавии не должно быть сложных синтаксических конструкций, включающих придаточные предложения, деепричастные и прочие фразеологические обороты, так как они существенно затрудняют понимание смысла. - не вносят ясности в заглавие и словосочетания-штампы «к вопросу …», «некоторые вопросы …», «по поводу …», «педагогические условия …» и т.п. - не вносятся в заглавие аббревиатуры. Примеры в формулировании проблемы и актуальности: «Проблема … в настоящее время находится в центре внимания …» «Изучение проблемы … связано с исследованием феномена …» «Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассмотрены направления по формированию … и дается обоснование …» «В центре внимания автора находится проблема …» «На первый план автором выдвигается проблема …» «Вместе с тем следует отметить, что в психологической (педагогической и др.) науке на сегодняшний день проблема …. проанализирована недостаточно. «Главные усилия автора направлены на исследование проблемы …» «В своей работе автор останавливается (затрагивает, освещает) следующие проблемы …» «Данная тема … чрезвычайно актуальна в последние годы» «В настоящее время в науке нет единых подходов (единого мнения) по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов: … . Поэтому автор стремился к выяснению (исследованию, определению) … . Особенно актуальными в последнее время стали вопросы … . Некоторые фундаментальные проблемы, проводимые в образовании, остаются пока мало изученными, а практикой почти невостребованными. К числу таких проблем, на наш взгляд, следует отнести … .
Объект и предмет исследования Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Дети не могут относиться к объектам исследования. Объектом исследования является целенаправленный учебно-воспитательный процесс: его теории и методики организации, его содержание и принципы, новые формы, методы и приемы деятельности. Объект исследования – область изучения, объект познания, принципиального способа. Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта. Предмет исследований – свойства, стороны, отношения реальных объектов исследования. Это часть, ракурс, фрагмент педагогического процесса, грань его. Цель и задачи исследования Цель исследования – это прогнозируемый, желаемый, конечный результат. Он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным. Цель – это то, что в самом общем (обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования. Цель – это значит решить поставленную проблему исследования. Задачи исследования – это выбор путей, средств, достижения цели исследования. Задачи исследования выступают как частные сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки гипотезы. Формулируются задачи и как вопросы и как определяющие положения.
Примеры стандартных словесных оборотов целей и задач: «Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …» «Целью нашего исследования является определение эффективности направления формирования …» «Цель настоящего исследования (дипломной работы) состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …» «В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи: - показать, что… - рассмотреть… - выработать… - выявить проблемы в развитии… - определить состояние проблемы … - проанализировать особенности … - выявить негативные тенденции… - разработать основные методики формирования …» «Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: - характеристика … - определение позиций… - решение вопросов по …» «Основными задачами исследования выступают: - психологическое изучение … и выявление…; - выявление зависимостей между … и …;» «Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом: - оценить эффективность … - проанализировать существующие подходы и методы… - выявить зависимость между … и … - апробировать разработанный механизм … - сравнить … - определить и интерпретировать результаты эффективности на основе испытания метода (методов) …» «Задачами данной работы являются: - обоснование основных принципов … - определение содержания …
Гипотеза исследования Гипотеза исследования (предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Вначале исследования формулируется рабочая гипотеза – временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная гипотеза – это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Может быть сформулирована более точно после проведенного исследования. Гипотеза может повторять термины, понятия, заложенные в проблеме, объекте и предмете исследования, в цели. Примеры формулирования гипотезы: - «Психолого-педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что использование специально направленной коррекционно-развивающей программы позволяет снизить уровень тревожности и нейтрализовать различные проявления страха детей дошкольного возраста»; - «Предполагается, что своевременное распознание тревожности и ее причин у детей может позволить предотвратить развитие невротических состояний, снизить уровень тревожности в поведении путем проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы»; - «Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на тендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста»; - «Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми». Методы исследования
Затем перечисляются все или основные методы, применяемые как в исследовании теории, так и практические (эмпирические) и экспериментальные методы. В ходе теоретической и практической работы используются различные методы педагогического и психологического исследования. К эмпирическим методам относят изучение литературы, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение, эксперимент. Группа социологических методов – это методы сбора информации: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение чьего-то опыта и др. К теоретическим методам относят историко-генетический метод, моделирование, различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 191. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |