Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема и актуальность исследования




Из проблемы формулируется тема.Тема исследования формулируется в начале исследования, но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован объект и предмет исследования.

  Затем определяется ее актуальность:

- соответствие ее современному состоянию дошкольного образования;

- перспективность в развитии  дошкольного образования.

- потребность в более эффективных исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

- потребность в методах, способах, технологиях, имеющих более широкие возможности и более высокую эффективность обучения, воздействия, практическую значимость.

Требования к формулированию темы (заглавия, названия, наименования) исследования в дипломных работах:

- заглавие дипломных работ конструируется в соответствии с требованиями точности, краткости, выразительности и адекватности;

- по своему характеру заглавие должно раскрывать основной результат, который предполагает получить исследователь;

- в заглавие исследования выносятся доминирующие слова, которые однозначно выражают содержание понятий, определение сущности которых могут быть обозначены в плане работы;

- слова, находящиеся в заглавии, должны быть ясными сами по себе, нужно избегать новых словообразований и терминов, а также понятий узкопрофессионального и местного значения;

- заглавие в содержательном плане должно быть по возможности более емким, а с другой – среди нескольких вариантов предпочтение надо отдать более короткому.

- отсутствие определенности в формулировке заглавия – существенный недостаток. Не должно быть названий, начинающихся со слов «проблемы…», «вопросы …», «совершенствование …», «исследование …», «улучшение …», «оптимизация …», «разработка …» и т.п. Надо четко сформулировать, какая именно проблема, какой именно вопрос поставлены в центр исследования.

- в заглавии не должно быть сложных синтаксических конструкций, включающих придаточные предложения, деепричастные и прочие фразеологические обороты, так как они существенно затрудняют понимание смысла.

- не вносят ясности в заглавие и словосочетания-штампы «к вопросу …», «некоторые вопросы …», «по поводу …», «педагогические условия …» и т.п.

- не вносятся в заглавие аббревиатуры.

Примеры  в формулировании проблемы и актуальности:

«Проблема … в настоящее время находится в центре внимания …»

«Изучение проблемы … связано с исследованием феномена …»

«Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе рассмотрены направления по формированию … и дается обоснование …»

«В центре внимания автора находится проблема …»

«На первый план автором выдвигается проблема …»

«Вместе с тем следует отметить, что в психологической (педагогической и др.) науке на сегодняшний день проблема …. проанализирована недостаточно.

«Главные усилия автора направлены на исследование проблемы …»

«В своей работе автор останавливается (затрагивает, освещает) следующие проблемы …»

«Данная тема … чрезвычайно актуальна в последние годы»

«В настоящее время в науке нет единых подходов (единого мнения) по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов: … . Поэтому автор стремился к выяснению (исследованию, определению) … .

Особенно актуальными в последнее время стали вопросы … .

Некоторые фундаментальные проблемы, проводимые в образовании, остаются пока мало изученными, а практикой почти невостребованными. К числу таких проблем, на наш взгляд, следует отнести … .

 

Объект и предмет исследования

Объект – это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Дети не могут относиться к объектам исследования. Объектом исследования является целенаправленный учебно-воспитательный процесс: его теории и методики организации, его содержание и принципы, новые формы, методы и приемы деятельности.

Объект исследования – область изучения, объект познания, принципиального способа.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта.

Предмет исследований – свойства, стороны, отношения реальных объектов исследования. Это часть, ракурс, фрагмент педагогического процесса, грань его.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это прогнозируемый, желаемый, конечный результат. Он может быть теоретико-познавательным или практическим, прикладным.

Цель – это то, что в самом общем (обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования.

Цель – это значит решить поставленную проблему исследования.

Задачи исследования – это выбор путей, средств, достижения цели исследования.

Задачи исследования выступают как частные сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки гипотезы.

Формулируются задачи и как вопросы и как определяющие положения.

 

Примеры стандартных словесных оборотов целей и задач:

«Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …»

«Целью нашего исследования является определение эффективности направления формирования …»

«Цель настоящего исследования (дипломной работы) состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …»

«В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:

- показать, что…

- рассмотреть…

- выработать…

- выявить проблемы в развитии…

- определить состояние проблемы …

- проанализировать особенности …

- выявить негативные тенденции…

- разработать основные методики формирования …»

«Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- характеристика …

- определение позиций…

- решение вопросов по …»

 «Основными задачами исследования выступают:

- психологическое изучение … и выявление…;

- выявление зависимостей между … и …;»

«Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- оценить эффективность …

- проанализировать существующие подходы и методы…

- выявить зависимость между … и …

- апробировать разработанный механизм …

- сравнить …

- определить и интерпретировать результаты эффективности на основе испытания метода (методов) …»

«Задачами данной работы являются:

- обоснование основных принципов …

- определение содержания …

         

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования (предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Вначале исследования формулируется рабочая гипотеза – временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

Научная гипотеза – это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Может быть сформулирована более точно после проведенного исследования.

Гипотеза может повторять термины, понятия, заложенные в проблеме, объекте и предмете исследования, в цели.

Примеры формулирования гипотезы:

- «Психолого-педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что использование специально направленной коррекционно-развивающей программы позволяет снизить уровень тревожности и нейтрализовать различные проявления страха детей дошкольного возраста»;

- «Предполагается, что своевременное распознание тревожности и ее причин у детей может позволить предотвратить развитие невротических состояний, снизить уровень тревожности в поведении путем проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы»;

- «Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом организационно-педагогических мероприятий в условиях организации предметно-развивающей среды, ориентированной на тендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста»;

-  «Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка дошкольного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми».

Методы исследования

 

Затем перечисляются все или основные методы, применяемые как в исследовании теории, так и практические (эмпирические) и экспериментальные методы.

 В ходе теоретической и практической работы используются различные методы педагогического и психологического исследования.

К эмпирическим методам относят изучение литературы, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, педагогическое наблюдение, эксперимент.

Группа социологических методов – это методы сбора информации: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение чьего-то опыта и др.

К теоретическим методам относят историко-генетический метод, моделирование, различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...