Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периоды детского возраста и иххарактеристика.




Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:


I. Внутриутробный период — от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла уженщины.

Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода. На сроке 8 нед сформированы рудименты всех основныхоргановисистем.С4-йнеделиопределяетсяуэмбриона сердцебиение,на 8-йнеделенаблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8 и 12 нед беременности. К 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга. К13–14недпоявляютсяплавныедвижениявответнастимуляциюразличныхзон.На14-йнеделеначинаются глотательные движения. К 17-й неделе появляется хватательный рефлекс. На 18-й неделе отмечаются дыхательные движения. С 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного).С28–29недплодможетактивнососать.Кконцувтороготриместрабеременностимассаплода составляет1000г,адлинатела—35см,акконцубеременностимассатела3200–3500г,длинатела48–50см иболее.

 

II. Период новорожденности — от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают:раннийнеонатальныйпериод—доокончания7-хсуток(всего168часов);позднийнеонатальный период — с 8-го по 28-й день жизни новорожденного; перинатальный период — с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.

 

Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат динамика массы тела и роста, нервно-психическоеразвитие,состояниесна.Дляоценкифизическогоразвитияиспользуетсямассо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура — частное от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах. Величина массо-ростового индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60. Масса тела новорожденных в среднем у девочек составляет 3200–3350 г, у мальчиков 3400–3500 г, длина тела — 50–51 см. После рождения происходит физиологическая потеря массы тела (к 3–5-му дню жизни) новорожденного на 6–8% от массы тела при рождении, а к 6–7-му дню жизни — восстановление. К концу первого месяца жизни прибавка массы в среднем составляет 600 г или 20% от массы тела при рождении. Увеличение длины тела за первый месяц жизни происходит на 3 см. Окружность головы у новорожденного — 34–36 см, окружность груди — 32–34 см; длина ноги — 36–40% длины тела. На приспособление к условиям внешней среды, на органы дыхания, кровообращения и теплопродукцию оказывают положительное влияние спонтанные движения новорожденного; в связи с этим их важно неограничивать.

По рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его исчисляли с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели после рождения. В настоящее время перинатальный период исчисляют с 24-й недели беременности, так как исследования показали, что с 23—24 нед гестационного возраста ребенок жизнеспособен внеутробно при совершенствовании современных методов выхаживания недоношенных новорожденных.

осле рождения в связи с активизацией подкорковых структур головного мозга и повышением уровня адаптивных гормонов и симпатикотонией со стороны сердечно-сосудистой системы, отмечается тахикардия, пульсдо180–200ударовв1мин.Приблагоприятнойадаптацииздоровыхноворожденныхвтечениепервого часа отмечается нормализация ритма сердца. Частота сердечных сокращений в пределах 135–140 в 1 мин. Артериальное давление систолическое 80–85 мм рт. ст., диастолическое 45 мм рт.ст.

 

Влегкихкмоментурождениядоношенногоребенкаколичествоистинныхальвеолнезначительно,отмечается разнообразие форм и размеров альвеол. Респираторные отделы легких представлены альвеолярными ходами и мешочками, радиус альвеолярного мешочка в 6 раз меньше, чем у взрослого. Происходят изменения системы«альвеола–капилляр».

 

Выброс и высокий уровень катехоламинов играет важную роль во всасывании жидкости, находящейся у плода в дыхательных путях, способствует увеличению растяжимости легких, расширению бронхиол; стимулирует синтез сурфактанта, увеличивает кровоток в жизненно важных органах — мозге, сердце; мобилизует запас энергии из депо.

 

Очень важно для новорожденного насыщение сурфактантом слоя, выстилающего поверхность респираторных отделов легких (в 10 раз больше у новорожденного, чем у взрослого).

 

Пищеварительная система у новорожденного хорошо сформирована и практически подготовлена к внеутробному существованию.

Особенности функции почек новорожденного заключаются в олигурии, выделение мочи менее, чем 15 мл/кг всутки.Концентрацияантидиуретическогогормона,ренина,альдостеронавпуповиннойкровив2разавыше, чемуматери.Этокомпенсаторно-приспособительнаяреакциянафонебольшихпотерьжидкостисдыханием (1 мл/кг/час) и физиологического для детей первых дней жизниголодания.

У новорожденного отмечается протеинурия вследствие повышенной проницаемости клубочков.


У здоровых новорожденных первых 3 дней жизни мочи выделяется очень мало (транзиторная олигурия) или ее совсем нет (в первые 12 ч), что обусловлено малым поступлением жидкости в организм, ее экстраренальными потерями и особенностями гемодинамики.

 

III. Период грудного возраста — от 29-го дня жизни ребенка до 1года.

Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

 

Особенности роста и развития. Интенсивное нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди — 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый — в возрасте 3–4 мес — связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй — в возрасте 7–8 мес — активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик — 11–12 мес — начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Кгодупроисходитувеличениемассымозгав2–2.5раза.Отмечаетсяинтенсивнаядифференцировканервных клетокмозгавпервые5–6месжизниребенка.Большоезначениевразвитииимееториентировочныйрефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при ихпоказе,связисотдельнымидействиями(«дай»,«покажи»)—этооптимальныйходразвития,необходимый какосновадляпоследующихпериодовдетства.Потребностьконтактасовзрослымиопределяетпсихическое развитиеребенка.

Физическое развитие грудного ребенка и развитие речи происходит настолько быстро, что оценивается по четвертям года.

 

Развитие ребенка 1–3 мес. Прибавка массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г, на втором месяце жизни — 800 г; на третьем месяце — 700–800 г. Рост увеличивается каждый месяц на 3 см и окружность головы — на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в 1 мес.

 

Моторные функции: в 1,5–2 мес держит головку, прогрессируют движения руки, случайно ударяет по подвешенной игрушке. Протягивает руку к предмету, но еще не хватает. Первые дифференцированные движения ручками возникают на 2-м — начале 3-го месяца жизни.

 

Развитие речи: появляется гуление с 1.5–2 мес.

 

Нервно-психическоеразвитие.Впервойчетвертигодауребенкаустанавливаетсяпсихическийбиоритм:сон– бодрствование; переходные между ними отрезки — засыпание–пробуждение, составляющие 10 мин. Если переходные промежутки превышают 30 мин, то это препятствует психическому развитию ребенка в указанный возрастной период (1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается зрительно-слуховой поиск и зрительное сосредоточение на лице взрослого — прислушивание, рассматривание широко раскрытыми глазами. Характерна реакция общего мимического оживления в ответ на обращенную речь взрослых, особенно матери. С 2 мес появляется осознанная улыбка, а с 3 мес — смех, узнавание матери; появляется выраженная потребность в общении со взрослым. С 3 мес у малыша появляется умение взглядом находить источник звука. К концу 3-го месяца наблюдается длительность зрительного сосредоточения — 7–10 мин. Очень важно формирование в 3 мес положительного мимико-соматического комплекса — в ответ на обращенную речь появляются вздохи, вскидывание ручек, перебираниеногами.

Ведущиелинииразвития—этото,чтополучаетнаибольшееразвитиенаданномвозрастномэтапеиявляется прогрессивным для дальнейшего развития ребенка. В 1–3 мес — это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных и положительных эмоциональныхреакций.

Развитие ребенка в 3–6 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность головы на 1 см каждый месяц, окружность груди на 1–1.5 см/мес.

 

Моторныефункции.Поднимаетголовувположениилежанаживоте—3мес,лежанаспине—4мес.Делает мост—4,5мес.Высокоподнимаетголовуитуловище,опираясьнаруки—6мес.Переворачиваетсянаживот


из положения лежа на спине — 5–6 мес, на спину из положения на животе — 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно сидит.

 

В возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается быстрое развитие движений руки: в 3–4 мес он предпочитает рассматривать свои руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в 4 мес схватывает предмет и удерживает в руке 20–30сек;на5-ммесяцесхватываетпредметналожениемпальцев(«обезьянье»хватание);в6месдержитпо предмету в каждой руке и рассматривает их, либо тащит врот.

 

Развитие речевых функций. В 5 мес — певучее гуление, самоподражание в гулении; в 5–6 мес начинает произносить первые слоги «ма», «ба». Появляется способность локализовать звук в пространстве, дифференцированная реакция на звук.

 

Нервно-психическое развитие. Ребенок 3–3.5 мес быстро отыскивает источник звука. В 5 мес появляется самоподражание в гулении: притормаживает движение, прислушивается. Появляется новое качественное приобретение в психомоторном развитии: зрительно-тактильно-моторная координация, познавательный треугольник глаз–рука–предмет, различает основные формы предметов. У ребенка 3–6 мес доминирующей формой деятельности является занятие игрушкой. После 5 мес появляются познавательные элементы в реакции на новизну (чем бы ни занимался — новое становится главным). Меняются реакции общения со взрослыми, проявляется радость или страх (последнее является признаком повышенной нервной возбудимости).

 

Ведущая линия развития — движение руки, подготовительные этапы активной речи — подражание слогам. Развитие ребенка 6–9 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г. Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см + 1.5 см, окружность головы за второе полугодие на 2.5 см, окружность груди — .5 см–1 см в месяц.

 

Моторные функции. В 7 мес ребенок встает на ноги, держась за опору, на 7-м месяце ползает вкруговую, в

7.5месползаетвспять,ана8-ммесяцеходитначетвереньках.С8мессадитсясамостоятельно,придерживаясь опоры. Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен на каком-либо виде деятельности, его необходимо обучать новым действиям, например, катить мяч, открывать коробки, закрывать крышки у кастрюли и т.п.

 

Развитиедвиженийруки.В8мес.ребенокиспользуетспособхватания«клешней»,ав9мес.начинаетхватать предметыпальцами.

 

Развитие речи. В этот период развивается понимание речи, ребенок внимательно прислушивается, когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная речь — понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Это выражается поворотом головы, протягиванием ручек в направлении называемого предмета или лица.

 

Нервно-психическое развитие. В 6–7 мес проявляется знание названий отдельных предметов. Это является одним из необходимых условий становления активной речи у ребенка. В 8 мес называемый предмет отыскивает взглядом в ответ на вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки» в ответ на просьбу.

 

Характернонастойчивоестремлениедобиватьсявыполнениясвоегожелания,приэтомкричит,нонеплачет. В голосе слышны гневные нотки, но и понимает твердые интонации матери при этом. Так можно воспитать реакциюнаслово«нельзя».В8–9месребеноквнимательноприсматриваетсякпредметам,усваиваетназвание основных игрушек. В это же время интересуется своим отражением в зеркале. С 9 мес отмечается появление первых слов (при правильном воспитании ребенка). В 9 мес он следит за падающим предметом, отвечает на просьбу «дайручку».

 

Ведущиелинииразвития.Эторазвитиеобщихдвижений,действийспредметами.Развитиеподготовительных этапов понимания активной речи. Стремление достичьрезультата.

Развитие ребенка 9–12 мес. Прибавка массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г. Длина тела увеличивается в каждый месяц на 1.5 см.

 

Моторные функции. В 10 мес ребенок стоит сам в течение нескольких секунд (без поддержки), ходит, придерживаясь руками за взрослого или барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью взрослого; ходит, держасьзаопоруилизаоднурукувзрослого.В12месребеноквстаетнаногисамостоятельнобезпомощи.В возрасте 1 года или начала 2-го года — ходитсамостоятельно.

 

Развитие руки. В 9–10 мес захватывает предметы двумя пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в отверстия. С 11 мес малыш манипулирует с игрушками, а в 12 мес уже долго играет с ними.


Развитиеречи.Наблюдаетсятеснаясвязьмеждуразвитиемтонкихдвиженийпальцеврукииформированием речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается истинное ситуационное понимание обращенной к нему речи и ответдействиемнасловеснуюинструкцию;отыскиваниеигрушек.В9–10меспоявляютсяпервыеосознанные слова,акконцугода—8–10слов.Появляетсяновыйинтерес—рассматриваниекнигскартинками.Кконцу года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речиребенком.

 

Нервно-психическое развитие. С 9 мес у ребенка проявляется повышенный интерес к новым предметам, выражается это мимикой удивления и настороженности, однако при этом одновременно он совершает целенаправленное действие, причем как бы предвидит его результат. В 9–10 мес отличается развитие тонких движений пальцев рук, что способствует развитию мозга и речи (показывает пальцем руки называемые предметы, узнаваемых животных, птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес появляется реакция на звук нового качества — связь с содержанием и значением этого звука (лай собак, тиканье часов и др.). К 10–11 мес появляется привязанность к близким людям. В 11–12 мес формируется понимание обобщающей функции слова (большая–маленькая собачка, черная–белая). Выражен интерес к ритмам простых песен. Появляется дифференцированная реакция на незнакомое лицо. Контакт устанавливается не сразу (сначала ребенок

«изучает»незнакомоелицо).Кконцугодазнаетназваниемногихпредметовивыполняет5–10инструкций— сочетание слова с предметом и действием. Таким образом, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения. Ведущая линия развития. Развитие общих движений, действий с предметами; понимание и развитие активнойречи.

 

IV. Период раннего детского возраста — от 1 года до 3лет.

Нервно-психическое развитие. Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций. Закладывание основ интеллекта. Развитие речи. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми. На втором году 8–10 новых слов в месяц. На 3-м году

— 50–60 слов. От 2 лет 6 мес до 3 лет словарный запас 1200–1500 слов, речь простыми фразами. Ребенок легко повторяет услышанные фразы. Быстрое развитие памяти: воспоминание об определенном событии, установление взаимосвязи и последовательности событий. Изучение признаков предмета — исследовательское поведение. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности. Избирательное отношение к детям. На втором году потребности выше имеющихся у ребенка возможностей, стремление к активной деятельности. В 2.5–3 года ребенок легко запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна. Появляются элементы ролевой игры. Центральным образованием 3-летнего ребенка является система «Я». Любопытство — мотивирующая сила для умственного развития. Очень важно для нервно- психического развития появление у ребенка вопросов: «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?»,«Куда?»,

«Когда?». Ведущие линии развития. 1 год 6 мес–1 год 9 мес— обобщение предметов по существенным признакам. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Игровая деятельность.

 

V. Период дошкольного возраста — от 3 до 7лет.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитиескелета,ребенокпереходитнарежимпитаниявзрослого.Кконцудошкольногопериоданачинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектоввоспитания.

 

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

 

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

 

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детскихинфекцийостаетсявысокойвследствиечастогоконтактасокружающими.Однакодетскиеинфекции вэтомвозрастепротекаютлегчеидаютменьшетяжелыхосложнений.Частотаинфицированиятуберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринныхрасстройств,

 

VI. Период младшего школьного возраста — от 7 до 11лет.

Удетеймладшегошкольноговозраста(7-11лет)многиесистемыиорганыпродолжаютсовершенствоваться идостигаютполногофункциональногоразвития.Заканчиваетсяразвитиекостногоскелета,усиленно


развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления,письмаитонкихкоординированныхдвижений.Молочныезубысменяютсяпостоянными.Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимымитрудовыминавыками.Взаимоотношениясвнешниммиромстановятсявсеболеесложнымии разнообразными.

 

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

VII. Период старшего школьного возраста — с 12 до 17—18лет.

Старшийшкольныйвозраст(12-18лет)характеризуетсязначительнойперестройкойэндокринногоаппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностейребенка.

 

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

 

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно- сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

 

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 352.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...