Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация и основные разделы работы участкового педиатра. Основные качественные показатели работы детскойполиклиники.




История отечественной педиатрии. Организация охраны материнства и детства. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, предупреждении заболеваемости и снижении детскойсмертности.

ü Педиатрия как самостоятельная дисциплина начала формироваться только в XIX столетии. До этого для детей не было отдельных больниц, только в Москве и Санкт-Петербурге существовали «сирото- питательные дома для несчастно-рождённых детей». Смертность детей была чрезвычайно высока. Россия была одним из первых европейских государств, где были открыты детские больницы: в 1834 году - в Петербурге, в 1842 - в Москве. С появлением детских больниц стало возможным более углубленное изучение детских болезней.

 

Путь формирования врачей-педиатров в России был не простым. Первым профессором, начавшим читать теоретический курс детских болезней, был профессор кафедры акушерства и гинекологии Медико- хирургической академии в Петербурге Степан Фомич Хотовицкий. Хотовицкий написал первый отечественный учебник по детским болезням на русском языке «Педиатрика». Он выделил педиатрию в отдельную отрасль клинической медицины и ясно определил ее цели и задачи.

 

Наиболее выдающимся педиатром был Нил Федорович Филатов. Он возглавил кафедру детских болезней Московского университета. Филатов по праву считается отцом русской научной педиатрии. Он внес много нового в описание детских ряда болезней.

 

Его перу принадлежат такие книги, как «Симеотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях», «Клинические лекции по педиатрии» и представленный на слайде «Учебник детских болезней».

 

Неоценимый вклад в дело развития педиатрии внес Георгий Несторович Сперанский. Он был блестящим продолжателем идей своего учителя Филатова. Сперанский считается одним из основоположников охраны материнстваимладенчества.Егоперупринадлежитцелаясериямонографий.Имнаписанауникальнаякнига

«Учебник по болезням детского возраста». Является основателем дома охраны младенца, в последствии - НИИ педиатрииРАМН.

 

ОсобоследуетотметитьрольдействительногочленаАМНСССР,профессоравоенно-медицинскойакадемии им Кирова Михаила Степановича Маслова. Ему принадлежат работы по изучению патогенеза различных заболеваний у детей. Он внедрил дифференцированное введение жидкостей в зависимости от степени патологических потерь.

 

Александр Федорович Тур является крупнейшим ученым педиатром, посветившим всю свою жизнь педиатрии. Научные изыскания, в основном, посвящены диетике здорового и больного ребенка, вопросам гематологии, физиологии и патологии периода новорожденности. Им опубликовано более 200 работ, 9 монографий, 2 учебника, 2 справочника и ряд глав в многотомном руководстве по педиатрии.

 

ü Организация медицинской помощи детям представляет собой сложную интегративную систему, включающую:

 

· нормативно-правовые акты, направленные на защиту детей,

· административные структуры от федерального до муниципальногоуровня,

· научную и лечебную базупедиатрии,

· систему подготовки кадров и повышения ихквалификации.

 

ü Детство и материнство должны находится под защитой государства. Документы, определяющие политикугосударства:

 

· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации»

· Ратифицированы конвенции ООН «О правах ребенка», «О ликвидации всех форм дискриминации женщин»

· Социальная политика по защите детей и женщин проводится путем реализации целевыхпрограмм:

· «ДетиРоссии»

· «Планированиесемьи»

· «Безопасноематеринство»

 

ü Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения и снижении младенческой смертности.Врачиобщейпрактики,темболеесемейныеврачи,являютсяглавными«контролерами»


в системе мать –плацента –плод –новорожденный Формируя, как интернисты и акушеры, уровень здоровья матери и отца, здоровье через семью, они закладывают краеугольный камень в фундамент здоровья детей.

 

Здоровая мать обеспечит физиологические роды и будет способствовать рождению здоровых, хорошо адаптирующихся, детей, т.е. произойдет естественное снижение заболеваемости и смертности, что оптимально отразиться на показателях здоровья.

 

Врач общей практики может реально повлиять на социально-средовые факторы формирования здоровья в семье (вредные привычки, микроклимат, медицинская грамотность родителе и т.д), что также будет способствовать повышению уровня здоровья детей

 

Врач общей практики, имеющий связь с перинатальным центром, может за счет контроля группы риска по невынашиванию плодов, оказать большое влияние на более оптимальное формирование «контингента рожениц», т.е. обеспечит рождение более доношенных и более жизнеспособных новорожденных.

 


Организация работы кабинета по воспитанию здоровогоребенка.

Кабинет здорового ребёнка (КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Он организуется в составе поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинетепрофилактическойработысдетьмиприказаМинздраваСССРот19января1983годаN60.Кабинет здорового ребёнка может являться составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольноговозраста.

 

Вкрупныхдетскихполиклиникахкабинетздоровогоребенкаможетбытьсоставнойчастьюфункционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением. В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка. Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений. Медицинский персонал кабинетов здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники(отделения).

 

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются:

 

· пропаганда здорового образа жизни всемье;

· обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т.д.);

· санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;

· контроль за нервно — психическим развитиемдетей.

 

Организация и основные разделы работы участкового педиатра. Основные качественные показатели работы детскойполиклиники.

ü Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники. Он осуществляет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; занимается профилактикой заболеваний и травматизма среди детей; обеспечивает своевременную и качественную диагностику с целью выявления преморбидных состояний и ранних форм заболеваний; лечение больных детей в поликлинике и на дому; отбор детей, нуждающихся в лечении у врачей «узких» специальностей, госпитализации, санаторно-курортном лечении; проводит профилактическую и лечебную работу в детских организованныхколлективах.


Вся деятельность участкового врача-педиатра строится в соответствии с задачами детской поликлиники в четырех основных направлениях:

 

· профилактическаяработа;

· лечебнаяработа;

· противоэпидемическаяработа;

· лечебно-профилактическая работа в детских организованныхколлективах.

 

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2006 г. N 584 утвержден «Порядок организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу», согласно пункту 11 которого рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на педиатрическом участке - 800 человек детского населения 0 - 17 лет включительно. Приказом Минздрава РФ от 05.05.99 г. N 154 утверждены «Штатные нормативы врачебного персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тыс. человек», согласно которым на 10 тысяч детей до 17 лет включительно, прикрепленных к поликлинике должно быть организовано 12,5 должностей врачей – педиатров, что также соответствует цифре 800 детей на одну врачебную должность. Кроме того, согласно пункту 8 указанного вышеПорядкаруководителиамбулаторно-поликлиническихилистационарно-поликлиническихучреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения могут дополнительно прикреплять детей, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения или стационарно-поликлинического учреждения, к врачам-педиатрам участковым для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врачаболеечемна15процентовотнормативной,предусмотреннойпунктом11Порядка,т.е.до920детейна одну должность врача -педиатра.

 

ü Основные показатели работы детской поликлиники рассчитываются следующимобразом:

 

1. Обеспеченность населенияврачами-педиатрами:

2. Показатель участковости надому:

3. Укомплектованность поликлиникиврачами:

4. Возрастной состав детей на конецгода:

5. Среднее число детей на одномучастке:

6. Среднее число детей первого года жизни научастке:

7. Объем врачебной помощи больным детям надому:

8. Полнота охвата детей периодическимиосмотрами:

9. Показатель участковости на приёме участковых врачей-педиатров характеризует организацию приёма:

10. Процентактивныхпосещенийнадомуможновычислитьнаоснованииданных«Дневникиврача»:

11. Среднеечислопосещенийнаврачебнуюдолжностьвгод(функцииврачебнойдолжности): 12.Среднечасовая нагрузка врача-педиатра.

13. Общаязаболеваемость:

14. Частота и распространённость важнейшихзаболеваний:

15. Показатель диспансеризации больныхдетей:

16. Охват дородовым патронажем:

17. Ранний охват новорожденных наблюдением участкового врача (медицинскойсестры):

18. Систематичность наблюдения детей первого года жизни врачом (медицинскойсестрой):

19. Показатель частоты грудного вскармливания:

20. Показатель частоты раннего прикорма или искусственноговскармливания:

21. Показатель частоты рахита (гипотрофии II-III степени) у детей к 1 годужизни:

22. Качество профилактической помощи детям раннего возраста оценивают с помощью так называемого индекса здоровья:

 


Типы детскихучреждений.

Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:

 

· Детская больница(стационар)

· Детскаяполиклиника

· Детскийсанаторий


Помимоэтого,медицинскаяпомощьможетбытьоказанадетямвспециализированныхотделенияхбольници поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно- диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения ит.д.

 

Дляпомощидетям,попавшимвургентнуюситуацию,функционируютслужбакруглосуточноймедицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинскойпомощи.

 

Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно- воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе и санаторного типа) и др.

 

В системе ЛПУ детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.

 

Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.

 

Существуют различные типы детских больниц. По профилю:

· Многопрофильные

· Специализированные По системеорганизации:

· Объединенные споликлиникой

· Необъединенные По объемудеятельности:

· Больницы той или иной категории, определяемой мощностью (количествомкоек) По административнойпринадлежности:

· Районные

· Городские

· Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно- исследовательского института)

· Областные

· Республиканские детскиебольницы

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...