Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическое развитие детей. Законы нарастания массы тела и роста в различные периоды жизни ребенка. Комплексная оценка физического развития детей. Акселерации идецелерация.




Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30—40 лет назад.

Измерения роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенногоребенкаплотносоприкасаетсяснеподвижнойпланкойростомера,аподошвывыпрямленныхног (надавить рукой на колени) — с подвижнойпланкой.

 

Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера. Ребенок ставится на площадку так, чтобы пятки его касались вертикальной стойки ростомера, а голова находилась в положении, прикоторомнаружныйкрайглазницыиверхнийкрайкозелкаухарасполагалисьбынагоризонтальнойодной линии. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Антропометрия проводитсяутром.

Рост новорожденного в среднем равен 50,5 см, в первые 3 месяца жизни ежемесячное увеличение роста составляет3 см,вовторойчетвертигода—2,5 см,втретьей —1,5 см,вчетвертой—по 1смвмесяц.Роств годовалом возрасте должен составить в среднем 75см.

 

Нормальный рост ребенка до 4 лет можно рассчитать по формуле: 100 - 8 х (4 - п), а старше 4 лет: 100 + 6 х (П - 4), где п — возраст ребенка в годах.

Ребенок рождается с массой 2800—4000 г.

 

Массу тела ребенка до 6 месяцев можно определить по формуле: Мр+ 800 х п,

 

где Мр — масса при рождении, 800 — средняя месячная прибавка, п — число месяцев жизни. Для детей второго полугодия: Мр+(800х 6) + 400(п-6).

Масса ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на каждый недостающий месяц вычитается по 800, на каждый последующий — прибавляется 600 г.


У детей старше года ориентировочную массу тела можно определить так: 10,5 + 2п, где 10,5 кг — масса тела годовалого ребенка, п — возраст от 2 до 11 лет.

 

Более точную оценку нарастания массы тела и ее соответствия росту можно составить по специальным цен- тильным таблицам.

 

Взвешивание детей до 2-х лет проводят в утренние часы на весах с лотком, более старших — на рычажных медицинских весах. Дети должны быть раздеты.

Окружность грудной клетки у детей раннего возраста измеряется в положении лежа, у детей старше года — в вертикальном положении. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые кружочки. У девочек-подростков лента проходит под нижними углами лопаток и под грудными железами. Измерение окружности грудной клетки проводят на высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной паузы у детей старшего возраста, которые могут задержать дыхание. По разности окружности грудной клетки во время максимального вдоха и выдоха определяют амплитуду экскурсий грудной клетки.

 

Как происходит прирост окружности грудной клетки у здорового ребенка?

 

Окружность грудной клетки при рождении в норме 32—34 см, в 6 месяцев — 45 см. Для ориентировочного определения окружности грудной клетки у детей до 1 года используется следующий расчет: на каждый недостающий месяц, до 6 месяцев надо из 45 вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см., например, для определения окружности груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем 2 х 2 см и получаем 41 см.

 

Окружность груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х 0,5 см) = 46 см.

 

Окружностьгрудидлядетейдо10летопределяетсяпоформуле:63см—1,5см(10-п),где63см—средняя окружность груди ребенка 10 лет, п — число лет. Окружность груди в сантиметрах детей старше 10лет:

 

63 + 3 (п - 10).

Измерение окружности головы проводится с помощью сантиметровой ленты по максимальному периметру головы. Ленту сзади накладывают на наиболее выдающуюся часть затылка, а спереди на надбровные дуги. В целяхсоблюденияасептикиуноворожденныхлентупередупотреблениемобрабатываютдезинфицирующим раствором, через месяц постоянного употребления ее заменяютновой.

Окружностьголовыприрождениисоставляет34—36см;окружностьголовыребенка6месяцевравна43см. Длядетейдо1годаокружностьголовыопределяетсятак:накаждыйнедостающиймесяциз43смнадоотнять 1,5см,накаждыйпоследующийприбавить0,5см.Такокружностьголовыребенкав4месяцаравна:43см— (1,5смх2)=40см;в8месяцев—43 +(0,5 х2)=44 см.Дляопределенияокружностиголовы удетейстарше годазаосновуберетсяокружностьголовыребенка5лет—50см;накаждыйнедостающийгодиз50вычитают по 1 см, на каждый последующий — прибавляют 0,6 см. Так окружность головы ребенка в 3 года составляет 50 - (1 х 2) = 48 ем, а в 7 лет — 50 + (2 х 0,6) = 51,2см.

 

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1) Ранняя сменазубов

2) Раннее половоесозревание

3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 летназад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфизма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса. Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации: Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1) Гелиогенная(солнечная)теория.Согласноей,ультрафиолетвызываетсинтезактивнойформы

витаминаDиускорениероста.Этатеорияне выдерживаеткритикитаккакакселерациянаблюдаетсяне только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнечнойрадиации.

2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов.Ноповышенноепотреблениепищиивитаминовхарактернотолькодляпоследних40лет,а акселера-ция наблюдалась ираньше.


3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количестворадиоволн,которыедействуянагипофиз,вызываютувеличениесинтезаисекрециигормона роста, а сле-довательно ускорениероста.

4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших городах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздражают нервную систему, что способствует ускорению ростаи развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация такженаблюдается.

5) Генетическаятеория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует. Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 918.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...