Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к оборудованию помещений общеобразовательных учреждений
В школьных учебных помещениях могут быть использованы различные виды ученической мебели, в зависимости от назначения этих помещений: школьные парты, одноместные или двухместные ученические столы, аудиторные столы, чертежные, лабораторные столы в комплекте со стульями и другие. Не допустимо использование скамеек или табуреток. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям учеников и требованиям эргономики. Учащиеся начальной школы должны заниматься за партами, имеющими специальный регулятор наклона рабочей поверхности. Требования к воздушно-тепловому режиму Температура воздуха: • в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°, • в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, • в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, • в душевых 25Сº, • в медкабинетах 20-22Сº. Оптимальные показатели относительной влажности воздуха приняты 30—50%, подвижности воздуха — 0,06—0,25 м/с, допустимые: 25—60% и не более 0,3 м/с. В игровых и групповых, расположенных на этаже, температура, поверхности пола в зимний период должна быть 23° С. Требования к искусственному и естественному освещению Согласно действующим нормам освещения, приняты оптимальные значения КЕО для групповых и спальных помещений детских дошкольных учреждений, а также для классов, учебных кабинетов, кабинета врача— 1,5%. Освещенность люминесцентными лампами групповых, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должна составлять не менее 200 лк. В помещениях для обучения 6-летних детей уровень освещенности на столах должен быть 300 лк; в классах, учебных кабинетах и лабораториях школ — 300 лк на столах и 500 лк на вертикальной поверхности классной доски; в спортивных залах — 200 лк. Требования к вентиляции В настоящее время для вентиляции учебных помещений рекомендуется использовать механическую приточную вентиляцию, которая может быть организована в двух вариантах: децентрализованный приток неподогретого воздуха и централизованный, совмещенный, с отоплением (воздушное отопление). Гигиенические требования к расположению, планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений. СМОТРИ ПРЕДЫДУЩИЕ ДВА ВОПРОСА. ЕСЛИ ТЕБЕ ИНТЕРЕСНО ОТКУДА Я ВЗЯЛА ЭТО ХЕРНЮ, ТО Я ВЗЯЛА ЕЕ ИЗ КАФЕДРАЛЬНОЙ ПРЕЗТНТАЦИИ И ДЖА Я ЕЕ СОКРАТИЛА. Трудовая деятельность как основа существования и развития общества. Биологические и социальные аспекты труда. Влияние неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья рабочих. ТРУД - это целесообразная деятельность, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения потребностей человека. БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА По нагрузке на основные функциональные системы труд делят на умственный и физический В процессе трудовой деятельности функциональное состояние организма подвергается изменениям, что проявляется последовательной сменой фаз работоспособности Утомление - снижение работоспособности, носящее временный и обратимый характер. ГИГИЕНА ТРУДА- наука, изучающая взаимосвязи между условиями, процессом труда и здоровьем человека, подвергающимся воздействиям при выполнении работы и разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью. ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА- изучает изменения функционального состояния человека под влиянием трудовой деятельности, а также разрабатывает физиологически обоснованные средства организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию высокого уровня работоспособности. ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА · Оценка степени тяжести труда, нервно-психического и эмоционального напряжения в процессе трудовой деятельности · Разработка физиологических основ научной организации труда, включающей оптимизацию рабочих движений, рабочих поз, организации рабочего места, ритма работы, разработку рациональных режимов труда и отдыха РАБОТОСПОСОБНОСТЬэто величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время, при максимально интенсивном напряжении. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ: Факторов производственной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, освещенности и т.д.) Состояния самого организма (определяется тренированностью и утомлением) Социальных факторов РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ по физиологическим показателям функционального состояния · центральной нервной системы, · нервно-мышечного аппарата, · сердечно-сосудистой, · дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ · ФАЗА ВРАБАТЫВАНИЯ · ФАЗА ВЫСОКОЙ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ · ФАЗА СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФАЗА ВРАБАТЫВАНИЯ · повышение лабильности физиологических систем · ускорение и увеличение объема физиологических процессов · улучшение психофизиологических показателей и результатов труда · Длительность от минут до 1,5 часов · При умственном труде до 2-2,5 часов УТОМЛЕНИЕ -это физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Переутомление 1. Пограничные с нормой состояния с минимальным напряжением регуляторных механизмов, обусловленные полной или частичной адаптацией организма к неадекватным факторам окружающей среды 2. Состояния напряжения, проявляющиеся мобилизацией защитных механизмов. В этом случае приспособление к неадекватным условиям среды может быть только кратковременным 3. Состояния перенапряжения, для которых характерна недостаточность адаптационных защитно-приспособительных механизмов 4.Состояние предболезни: а) Стадия истощения (астенизации) регуляторных механизмов с преобладанием неспецифических изменений над специфическими б) Стадия собственно морбидных, специфических изменений Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда Санитарно-гигиенические элементы микроклимат, состояние воздушной среды, освещение и т. п. Оцениваются с помощью санитарно-гигиенических методов. Нормируются путем стандартов, санитарных норм . Психологические и физиологические элементы обусловлены непосредственно трудовой деятельностью и различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику человека. Социально-психологические элементы - Взаимоотношения работников производственного коллектива, его социально-психологический климат Классы условия труда 1 класс - Оптимальные условия труда 2 класс - Допустимые условия труда 3 класс - вредные условия труда (4 ст.) 4 класс - опасные или экстремальные условия труда Классификация факторов условий труда Физические Химические Биологические факторы Психофизиологические факторы
Факторы производственной среды: физические, химические, биологические, психофизиологические, их характеристика. Влияние неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья рабочих. Классы условия труда 1 класс - Оптимальные условия труда 2 класс - Допустимые условия труда 3 класс - вредные условия труда (4 ст.) 4 класс - опасные или экстремальные условия труда Классификация факторов условий труда · Физические · Химические · Биологические факторы · Психофизиологические факторы Физические Ø - микроклимат, Ø - барометрическое давление, Ø - шум, Ø - вибрация, Ø - инфра- и ультразвуковые колебания, Ø - электромагнитные колебания и волны, (статическое электричество, напряженность магнитного поля, неионизирующие излучения радиоволнового диапазона, оптического диапазона и лазерное излучение) Ø - ионизирующее излучение Химические Ø а) по происхождению: · - минеральной природы · - органической природы Ø б) по путям проникновения: · - через дыхательные пути · - через пищеварительную систему · - через кожные покровы Ø в) по характеру действия на организм: · - общетоксические (накапливаясь в организме вызывают его отравление) · - раздражающие (действуют на верхние дыхательные пути) · - сенсибилизирующие (вызывают аллергические реакции) · - канцерогенные (вызывают злокачественные новообразования) · - мутагенные (вызывают аномалии в развитии потомства) · - влияющие на репродуктивную функцию\ Биологические факторы включает в себя биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания · - микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие, а также продукты их жизнедеятельности) · - макроорганизмы (растения и животные) Психофизиологические факторы Ø а) физические нагрузки: · - статические · - динамические Ø б) нервно-психические нагрузки: · - умственное напряжение · - напряжение анализаторов · - эмоциональные нагрузки ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - это заболевание, развивающееся только в связи с воздействием специфических для данной работы факторов условий труда. Термин "Профессиональное заболевание" имеет законодательное страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке Министерством здравоохранения. Специфические - такие, в возникновении которых производственный фактор сыграл основную роль (этиологическую). Например: силикоз, антракоз, отравления различными ядами. Неспецифические - которые могут возникнуть от различных причин вне зависимости от производственных условий, но в данной профессии, под влиянием данного профессионального фактора они встречаются гораздо чаще, чем в других профессиях. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях, их определение и классификация. Общие вопросы профилактики профессиональных заболеваний. Технологические, санитарно-технические и медицинские профилактические мероприятия. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - это заболевание, развивающееся только в связи с воздействием специфических для данной работы факторов условий труда. Термин "Профессиональное заболевание" имеет законодательное страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке Министерством здравоохранения. Специфические - такие, в возникновении которых производственный фактор сыграл основную роль (этиологическую). Например: силикоз, антракоз, отравления различными ядами. Неспецифические - которые могут возникнуть от различных причин вне зависимости от производственных условий, но в данной профессии, под влиянием данного профессионального фактора они встречаются гораздо чаще, чем в других профессиях. Профилактика профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний представляет собой систему мер медицинского и социального характера. Являясь единой интегрированной межведомственной системой, медико-социальная профилактика обеспечивает регулярность проведения медицинских осмотров и динамического наблюдения за состоянием здоровья каждого работающего человека, предусматривает мероприятия по улучшению условий окружающей среды, включая производственную и бытовую, физическое и психическое развитие личности, предупреждение и лечение заболеваний, формирование здорового образа жизни и повышение трудовой активности людей. Особое значение в вышеприведенной системе профилактических мер отводится санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям, осуществляемых санитарно-эпидемиологической службой и лечебно-профилактическими учреждениями, которые включают в себя охрану окружающей природной среды, совершенствование технологии и оздоровление условий труда, предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией новых объектов, предупреждение и лечение профессиональных заболеваний; раннее выявление и диспансеризацию больных с профессиональными и производственно-обусловленными заболеваниями, предупреждение производственного травматизма. Профилактика - система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Медицинская профилактика - комплекс специфических мероприятий, имеющих целью устранение причин и условий, порождающих заболевания, и проводимых органами и учреждениями здравоохранения для предупреждения возникновения заболеваний, их раннего выявления, своевременного лечения и оздоровления больных. Социальная профилактика - направление социальной политики, имеющее целью создание необходимых условий, оказывающих благотворное влияние на здоровье каждого человека и общество в целом (право на труд и отдых, пенсионную обеспеченность, социальную защиту в случае утраты трудоспособности и болезни и др.). Диспансерный метод - совокупность форм работы органов и учреждений здравоохранения, синтезирующих профилактические и лечебные мероприятия в процессе активного динамического врачебного наблюдения за здоровыми и больными людьми с целью повышения производительности труда, сохранения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни. К санитарно-техническим мероприятиям относятся: оборудование и поддержание в исправном состоянии систем вентиляции, кондиционирования воздуха, системы отопления, канализации, освещения, предназначенных для оптимизации факторов производственной среды (параметров микроклимата, химических факторов и т.д.).
Организационные мероприятия предусматривают наличие на каждом объекте подробной инструкции по технике безопасности, отражающей особенности эксплуатации конкретных установок, специфику конкретных производственных факторов. Каждый работающий должен быть ознакомлен с инструкциями и неукоснительно их выполнять. После сдачи зачета специалист может быть допущен к работе, в последующем (не реже 2 раз в год) он должен проходить повторный инструктаж, о чем делается запись в специальном журнале.
Среди требований техники безопасности имеется ряд общих положений: ограничение времени пребывания в зоне действия того или иного фактора; наличие предупредительных указателей, сигналов, включающихся автоматически при появлении вредного или опасного фактора, строгое соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.д.
Кроме общих положений техники безопасности имеются и частные, характерные для конкретных видов работы. При работе с опасными для здоровья человека химическими веществами важны правильная организация приема, хранения, выдачи этих веществ, систематический контроль за содержанием вредных веществ в воздухе служебных помещений и эффективностью работы санитарно-технических систем. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе осуществляется либо в лабораторных условиях, либо с помощью экспресс-методов. Во всех случаях при наличии измерительной аппаратуры для определения вредных факторов производственной среды должны быть и лица, обученные ею пользоваться, из числа работающих на данном производстве или же штатная служба. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |