Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к оборудованию помещений общеобразовательных учреждений




В школьных учебных помещениях могут быть использованы различные виды ученической мебели, в зависимости от назначения этих помещений: школьные парты, одноместные или двухместные ученические столы, аудиторные столы, чертежные, лабораторные столы в комплекте со стульями и другие.

Не допустимо использование скамеек или табуреток. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям учеников и требованиям эргономики.

Учащиеся начальной школы должны заниматься за партами, имеющими специальный регулятор наклона рабочей поверхности.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Температура воздуха:

•  в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°,

• в спортивном зале и мастерских 17-20Сº,

• в спальне, игровых комнатах 20-24Сº,

• в душевых 25Сº,

• в медкабинетах 20-22Сº.

Оптимальные показатели относительной влажности воздуха приняты 30—50%, подвижности воздуха — 0,06—0,25 м/с, допустимые: 25—60% и не более 0,3 м/с.

В игровых и групповых, расположенных на этаже, температура, поверхности пола в зимний период должна быть 23° С.

Требования к искусственному и естественному освещению

Согласно действующим нормам освещения, приняты оптимальные значения КЕО для групповых и спальных помещений детских дошкольных учреждений, а также для классов, учебных кабинетов, кабинета врача— 1,5%.

Освещенность люминесцентными лампами групповых, комнат для музыкальных и гимнастических занятий должна составлять не менее 200 лк. В помещениях для обучения 6-летних детей уровень освещенности на столах должен быть 300 лк; в классах, учебных кабинетах и лабораториях школ — 300 лк на столах и 500 лк на вертикальной поверхности классной доски; в спортивных залах — 200 лк.

Требования к вентиляции

В настоящее время для вентиляции учебных помещений рекомендуется использовать механическую приточную вентиляцию, которая может быть организована в двух вариантах: децентрализованный приток неподогретого воздуха и централизованный, совмещенный, с отоплением (воздушное отопление).

Гигиенические требования к расположению, планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

СМОТРИ ПРЕДЫДУЩИЕ ДВА ВОПРОСА. ЕСЛИ ТЕБЕ ИНТЕРЕСНО ОТКУДА Я ВЗЯЛА ЭТО ХЕРНЮ, ТО Я ВЗЯЛА ЕЕ ИЗ КАФЕДРАЛЬНОЙ ПРЕЗТНТАЦИИ И ДЖА Я ЕЕ СОКРАТИЛА.

Трудовая деятельность как основа существования и развития общества. Биологические и социальные аспекты труда. Влияние неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья рабочих.

ТРУД - это целесообразная деятельность, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения потребностей человека.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА

По нагрузке на основные функциональные системы труд делят на умственный и физический

В процессе трудовой деятельности функциональное состояние организма подвергается изменениям, что проявляется последовательной сменой фаз работоспособности

Утомление - снижение работоспособности, носящее временный и обратимый характер.

ГИГИЕНА ТРУДА- наука, изучающая взаимосвязи между условиями, процессом труда и здоровьем человека, подвергающимся воздействиям при выполнении работы и разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью.

ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА- изучает изменения функционального состояния человека под влиянием трудовой деятельности, а также разрабатывает физиологически обоснованные средства организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию высокого уровня работоспособности. ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА

· Оценка степени тяжести труда, нервно-психического и эмоционального напряжения в процессе трудовой деятельности

· Разработка физиологических основ научной организации труда, включающей оптимизацию рабочих движений, рабочих поз, организации рабочего места, ритма работы, разработку рациональных режимов труда и отдыха

РАБОТОСПОСОБНОСТЬэто величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время, при максимально интенсивном напряжении.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ:

Факторов производственной среды (температуры, влажности, подвижности воздуха, освещенности и т.д.)

Состояния самого организма (определяется тренированностью и утомлением)

Социальных факторов

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАЕТСЯ

по физиологическим показателям функционального состояния

· центральной нервной системы,

· нервно-мышечного аппарата,

· сердечно-сосудистой,

· дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность

ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

· ФАЗА ВРАБАТЫВАНИЯ

· ФАЗА ВЫСОКОЙ УСТОЙЧИВОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

· ФАЗА СНИЖЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ФАЗА ВРАБАТЫВАНИЯ

· повышение лабильности физиологических систем

· ускорение и увеличение объема физиологических процессов

· улучшение психофизиологических показателей и результатов труда

· Длительность от минут до 1,5 часов

· При умственном труде до 2-2,5 часов

УТОМЛЕНИЕ -это физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

Переутомление

1. Пограничные с нормой состояния с минимальным напряжением регуляторных механизмов, обусловленные полной или частичной адаптацией организма к неадекватным факторам окружающей среды

2. Состояния напряжения, проявляющиеся мобилизацией защитных механизмов. В этом случае приспособление к неадекватным условиям среды может быть только кратковременным

3. Состояния перенапряжения, для которых характерна недостаточность адаптационных защитно-приспособительных механизмов

4.Состояние предболезни:

а) Стадия истощения (астенизации) регуляторных механизмов с преобладанием неспецифических изменений над специфическими

б) Стадия собственно морбидных, специфических изменений

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда

Санитарно-гигиенические элементы микроклимат, состояние воздушной среды, освещение и т. п. Оцениваются с помощью санитарно-гигиенических методов. Нормируются путем стандартов, санитарных норм .

Психологические и физиологические элементы обусловлены непосредственно трудовой деятельностью и различными нагрузками на двигательный аппарат, нервную систему и психику человека.

Социально-психологические элементы - Взаимоотношения работников производственного коллектива, его социально-психологический климат

Классы условия труда

1 класс - Оптимальные условия труда

2 класс - Допустимые условия труда

3 класс - вредные условия труда (4 ст.)

4 класс - опасные или экстремальные условия труда

Классификация факторов условий труда

Физические

Химические

Биологические факторы

Психофизиологические факторы

 

 

Факторы производственной среды: физические, химические, биологические, психофизиологические, их характеристика. Влияние неблагоприятных условий труда на работоспособность и состояние здоровья рабочих.

Классы условия труда

1 класс - Оптимальные условия труда

2 класс - Допустимые условия труда

3 класс - вредные условия труда (4 ст.)

4 класс - опасные или экстремальные условия труда

Классификация факторов условий труда

· Физические

· Химические

· Биологические факторы

· Психофизиологические факторы

Физические

Ø - микроклимат,

Ø - барометрическое давление,

Ø - шум,

Ø - вибрация,

Ø - инфра- и ультразвуковые колебания,

Ø - электромагнитные колебания и волны, (статическое электричество, напряженность магнитного поля, неионизирующие излучения радиоволнового диапазона, оптического диапазона и лазерное излучение)

Ø - ионизирующее излучение

Химические

Ø а) по происхождению:

· - минеральной природы

· - органической природы

Ø б) по путям проникновения:

· - через дыхательные пути

· - через пищеварительную систему

· - через кожные покровы

Ø в) по характеру действия на организм:

· - общетоксические (накапливаясь в организме вызывают его отравление)

· - раздражающие (действуют на верхние дыхательные пути)

· - сенсибилизирующие (вызывают аллергические реакции)

· - канцерогенные (вызывают злокачественные новообразования)

· - мутагенные (вызывают аномалии в развитии потомства)

· - влияющие на репродуктивную функцию\

Биологические факторы включает в себя биологические объекты, воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания

· - микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие, а также продукты их жизнедеятельности)

· - макроорганизмы (растения и животные)

 Психофизиологические факторы

Ø а) физические нагрузки:

· - статические

· - динамические

Ø б) нервно-психические нагрузки:

· - умственное напряжение

· - напряжение анализаторов

· - эмоциональные нагрузки

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - это заболевание, развивающееся только в связи с воздействием специфических для данной работы факторов условий труда.

Термин "Профессиональное заболевание" имеет законодательное страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке Министерством здравоохранения.

Специфические - такие, в возникновении которых производственный фактор сыграл основную роль (этиологическую). Например: силикоз, антракоз, отравления различными ядами.

Неспецифические - которые могут возникнуть от различных причин вне зависимости от производственных условий, но в данной профессии, под влиянием данного профессионального фактора они встречаются гораздо чаще, чем в других профессиях.

Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях, их определение и классификация. Общие вопросы профилактики профессиональных заболеваний. Технологические, санитарно-технические и медицинские профилактические мероприятия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ - это заболевание, развивающееся только в связи с воздействием специфических для данной работы факторов условий труда.

Термин "Профессиональное заболевание" имеет законодательное страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке Министерством здравоохранения.

Специфические - такие, в возникновении которых производственный фактор сыграл основную роль (этиологическую). Например: силикоз, антракоз, отравления различными ядами.

Неспецифические - которые могут возникнуть от различных причин вне зависимости от производственных условий, но в данной профессии, под влиянием данного профессионального фактора они встречаются гораздо чаще, чем в других профессиях.

Профилактика профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний представляет собой систему мер медицинского и социального характера. Являясь единой интегрированной межведомственной системой, медико-социальная профилактика обеспечивает регулярность проведения медицинских осмотров и динамического наблюдения за состоянием здоровья каждого работающего человека, предусматривает мероприятия по улучшению условий окружающей среды, включая производственную и бытовую, физическое и психическое развитие личности, предупреждение и лечение заболеваний, формирование здорового образа жизни и повышение трудовой активности людей.

Особое значение в вышеприведенной системе профилактических мер отводится санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям, осуществляемых санитарно-эпидемиологической службой и лечебно-профилактическими учреждениями, которые включают в себя охрану окружающей природной среды, совершенствование технологии и оздоровление условий труда, предупредительный санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией новых объектов, предупреждение и лечение профессиональных заболеваний; раннее выявление и диспансеризацию больных с профессиональными и производственно-обусловленными заболеваниями, предупреждение производственного травматизма.

Профилактика - система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Медицинская профилактика - комплекс специфических мероприятий, имеющих целью устранение причин и условий, порождающих заболевания, и проводимых органами и учреждениями здравоохранения для предупреждения возникновения заболеваний, их раннего выявления, своевременного лечения и оздоровления больных.

Социальная профилактика - направление социальной политики, имеющее целью создание необходимых условий, оказывающих благотворное влияние на здоровье каждого человека и общество в целом (право на труд и отдых, пенсионную обеспеченность, социальную защиту в случае утраты трудоспособности и болезни и др.).

Диспансерный метод - совокупность форм работы органов и учреждений здравоохранения, синтезирующих профилактические и лечебные мероприятия в процессе активного динамического врачебного наблюдения за здоровыми и больными людьми с целью повышения производительности труда, сохранения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся: оборудование и поддержание в исправном состоянии систем вентиляции, кондиционирования воздуха, системы отопления, канализации, освещения, предназначенных для оптимизации факторов производственной среды (параметров микроклимата, химических факторов и т.д.).

 

Организационные мероприятия предусматривают наличие на каждом объекте подробной инструкции по технике безопасности, отражающей особенности эксплуатации конкретных установок, специфику конкретных производственных факторов. Каждый работающий должен быть ознакомлен с инструкциями и неукоснительно их выполнять. После сдачи зачета специалист может быть допущен к работе, в последующем (не реже 2 раз в год) он должен проходить повторный инструктаж, о чем делается запись в специальном журнале.

 

Среди требований техники безопасности имеется ряд общих положений: ограничение времени пребывания в зоне действия того или иного фактора; наличие предупредительных указателей, сигналов, включающихся автоматически при появлении вредного или опасного фактора, строгое соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.д.

 

Кроме общих положений техники безопасности имеются и частные, характерные для конкретных видов работы. При работе с опасными для здоровья человека химическими веществами важны правильная организация приема, хранения, выдачи этих веществ, систематический контроль за содержанием вредных веществ в воздухе служебных помещений и эффективностью работы санитарно-технических систем. Контроль за содержанием вредных веществ в воздухе осуществляется либо в лабораторных условиях, либо с помощью экспресс-методов. Во всех случаях при наличии измерительной аппаратуры для определения вредных факторов производственной среды должны быть и лица, обученные ею пользоваться, из числа работающих на данном производстве или же штатная служба.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...