![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы оценки физического развития и биологической зрелости детей и подростков.
Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических показателей, выраженные в математических формулах. Для оценки соответствия массы длине тела (весоростового соотношения) определяют индекс Кетле: уровень и гармоничность 1) методом сигмальных отклонений: по трем основным признакам (рост, вес, окружность грудной клетки) определить уровень физического развития и пропорциональность телосложения, но не гармоничность. Пропорциональным считается телосложение, при котором сигмальные отклонения для роста, массы и окружности грудной клетки находятся в одном уровне сигмальных отклонений или отличаются друг от друга не более чем на одну сигму; непропорциональным – если более чем на одну сигму. 2) по шкалам регрессии определяют уровень физического развития и степень гармоничности. Шкалы регрессии учитывают корреляционную зависимость между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки для каждой возрастно-половой группы. Вначале определяют уровень физического развития, в зависимости от роста ребенка (средний, высокий и т.д.). Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие данному росту (с учетом сигмальных отклонений). Вычисляют разницу между индивидуальными показателями массы тела, окружности грудной клетки ребенка и найденными средними величинами этих показателей. Степень снижения или повышения показателя выражают в сигмальных отклонениях, для чего полученную разницу (с учетом знака) делят на соответствующую сигму регрессии (σR). 3) центильным методом определяют уровень и гармоничность физического развития. Центильный метод (прост, удобен, экспресс-метод при массовых обследованиях) основан на процентном распределении частоты встречаемости величин данного признака в популяции. Центильная шкала представлена цифрами, отражающими значение признака, ниже которого он может встречаться только у 3, 10, 25, 75, 90, 10.97% детей. 4) по комплексной методике, позволяющей оценить как уровень биологического развития, так и морфофункциональное состояние. 1этап: оценка уровня биологического развития (биологического возраста) по трем основным критериям(Число постоянных зубов, Погодовая прибавка длины тела, длина тела, ) 2 этап: оценка степени гармоничности морфологического статуса (по шкалам регрессии). 3 этап: оценка функциональных показателей по стандартам (табл.7). 4 этап: общее заключение о соответствии физического развития возрасту и степени его гармоничности.
77. Критерии и группы здоровья детей и подростков. Паспортный и биологический возраст. Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям: · хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее; · гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту; · частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями. Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам: · А – дети, имеющие фактор наследственности; · Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней. В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов. К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма. В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения. Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.
Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате. Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития). Критерии установления биологического возраста : 1) Время окостенения скелета 2) Время прорезывания и смены зубов 3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности) 4) Вторичные половые признаки Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет. Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если: 1) Длина тела не меньше средней стандартной величины 2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см 3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5. 4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме. Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте - вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте. Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально. Биологический возраст, или возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью. Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 556. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |