Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Требования к территории общеобразовательных учреждений
Требования к территории общеобразовательных учреждений На территории общеобразовательного учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, для отдыха и хозяйственная. Допускается также выделение учебно-опытной зоны. Если у школы нет своей спортивной площадки или стадиона, для проведения уроков допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи школы и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту. На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры для мусора должны размещаться на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон учебных классов. Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.
Основным принципом архитектурно-планировочного решения школьногоздания является максимальное разделение детского коллектива на отдельные возрастные группы для создания дифференцированного режима учебной, внеучебной деятельности и отдыха учащихся разного возраста. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает блочно-секционная планировка школьного здания. Требования к зданию школы Вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения должны иметь вместимость, рассчитанную для обучения только в одну смену. Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный блок, имеющий выход на территорию школы. Учащиеся 1-х классов должны обучаться в помещениях, не выше второго этажа, 2-4 классов — не выше третьего. На верхних этажах (выше третьего) должны размещаться учебные помещения и кабинеты, которые посещают учащиеся 8-11 классов, а также административно-хозяйственные помещения. На первом этаже школы должны также размещаться раздевалка, спортивный зал, медкабинет. Для размещения учебных кабинетов в здании школы рекомендуется руководствоваться возрастным принципом. Кабинеты должны иметь вертикальные и горизонтальные связи между собой, при этом учитывают необходимость максимального сокращения затрат времени на переходы из кабинета в кабинет. Наиболее совершенным является кафедральный принцип размещения кабинетов, при котором создаются специализированные секции из кабинетов естественно-математического, гуманитарного циклов и др., связь между которыми обеспечивается по вертикали. Для организации питания учащихся в школах предусматриваются столовые. Состав и площади помещений столовых принимаются по нормам с учетом условий их работы на сырье или на полуфабрикатах. В состав помещений столовой, работающей на сырье, входят: • обеденный зал, • рыбный и овощные цехи, • моечные для столовой и кухонной посуды, • кладовые для сухих продуктов и овощей, • охлаждаемые камеры для хранения мясных, молочных и рыбных продуктов, загрузочная — тарная. Требования к оборудованию помещений общеобразовательных учреждений В школьных учебных помещениях могут быть использованы различные виды ученической мебели, в зависимости от назначения этих помещений: школьные парты, одноместные или двухместные ученические столы, аудиторные столы, чертежные, лабораторные столы в комплекте со стульями и другие. Не допустимо использование скамеек или табуреток. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям учеников и требованиям эргономики. Учащиеся начальной школы должны заниматься за партами, имеющими специальный регулятор наклона рабочей поверхности. Температура воздуха: • в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°, • в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, • в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, • в душевых 25Сº, • в медкабинетах 20-22Сº. • Оптимальные показатели относительной влажности воздуха приняты 30—50%, подвижности воздуха — 0,06—0,25 м/с, допустимые: 25—60% и не более 0,3 м/с. • В игровых и групповых, расположенных на этаже, температура, поверхности пола в зимний период должна быть 23° С. Требования к искусственному и естественному освещению Согласно действующим нормам освещения, приняты оптимальные значения КЕО для групповых и спальных помещений детских дошкольных учреждений, а также для классов, учебных кабинетов, кабинета врача— 1,5%. Согласно действующим нормам освещения, приняты оптимальные значения КЕО для групповых и спальных помещений детских дошкольных учреждений, а также для классов, учебных кабинетов, кабинета врача— 1,5%. Требования к вентиляции Система вытяжной вентиляции на естественном побуждении малоэффективна, она обеспечивает полутора- двукратный воздухообмен. В настоящее время для вентиляции учебных помещений рекомендуется использовать механическую приточную вентиляцию, которая может быть организована в двух вариантах: децентрализованный приток неподогретого воздуха и централизованный, совмещенный, с отоплением (воздушное отопление). Естественная вентиляция предусматривает поступление наружного воздуха под влиянием теплового или ветрового напора и удаление загрязненного через вытяжные каналы. Приток воздуха осуществляется через фрамуги. Для обеспечения достаточного притока воздуха отношение площадей сечения фрамуги и пола должно быть не менее 1:50. Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классных помещений во время перемен.
74. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школах, распорядку дня учащихся различных возрастных групп, профилактика утомления Наиболее оптимальный возраст для начала школьного обучения — 7 лет. В школу могут приниматься и дети, которым к 1 сентября исполнилось не менее 6 лет и 6 месяцев. В классах должно быть не более 25 человек. В классах компенсирующего обучения — не более 20 учеников. Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра. Не допускается проведение нулевых уроков. В образовательных учреждениях с углубленным изучением определенных предметов, лицеях, гимназиях обучение должно проводиться только в первую смену. В школах, работающих в 2 смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов и классах компенсирующего обучения должно проходить в первую смену. Не допускается обучение в 3 смены.
Недельная нагрузка на учеников должна быть распределена равномерно. Чтобы предупредить переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение всей недели, учащиеся должны иметь облегченный день в четверг или пятницу. Не зависимо от продолжительности рабочей недели, число уроков в день не должно превышать 5 в начальных классах (кроме 1-го), и 6 уроков в 5-11 классах. В течение учебного дня должна/ может проводиться только одна контрольная работа. Проводить контрольные рекомендуется на 2-4 уроках. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, для 1-го класса и классов компенсирующего обучения — 40 минут. В 1-м классе учебный процесс строится, исходя из следующих требований: уроки проводятся только в первую смену и по 5-дневной учебной неделе; Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся (СанПиН) Для формирования правильной осанки необходимо: - обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; - приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: 75. Задачи и содержание работы врача детского учреждения. Современные представления об акселерации и децелерации физического развития, ее социальное и гигиеническое значение. Задачи врача: 1.охрана и укрепление здоровья детей и подростков, 2.разработка научного обоснования условий воспитания и обучения, а также допустимых учебных нагрузок, производственного обучения детей; 3.нормирование факторов внешней среды, т. е. установление санитарно-гигиенических норм и требований для детских учреждений, предметов пользования, одежды, игрушек, учебников; 4.регулярный контроль за соблюдением гигиенических норм и требований в местах проживания и временного пребыв детей о подростков.
Акселерация- ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации рассматривают: · большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад · более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия; · более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целомокостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия; · более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия; · увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим; · половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения. На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. Вместе с тем, ускоренному физическому развитию детей не всегда соответствует умственное, психо-эмциональное развитие, чаще всего эти два процесса протекают неравномерно. Этот дисбаланс называют дисгармонической акселерацией. Получается так, что биологический возраст опережает психологический, в следствие чего появляется юношеский инфантилизм. Причины акселерации: - миграция населения; - смешанные браки; - сменившиеся биологические ритмы жизни; - изменение особенностей питания (если сравнить потребление мяса в различные периоды, то можно увидеть следующее: в 1812 году на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году - 33 кг, в 1980 году - 50-60 кг); - гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов); - сменившийся температурный режим в жилых помещениях (центральное отопление поддерживает постоянную температуру воздуха в помещении); - урбанизация - достижения цивилизации, такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое – являются раздражителями для нервной системы, поддерживая возбуждение в ней, и стимулируют рост и развитие - наследственные механизмы.
Децелерация- процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека. За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативное явление.
Определяется ретардация(децелеряция) по отставанию развития системы от паспортного, биологического или психического возраста. В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы общей и парциальной ретардации развития. Примеры ретардации: умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный (парциальный) психический инфантилизм. В перечисленных случаях имеет место запаздывание перехода (оформления) природно-психических функциональных систем в более сложные социально-психические образования, что приводит к недостаточности последних, при этом больше всего страдают познавательные функции.
Причины децелерации: -экологический фактор; -генные мутации; -ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, пита-ния; -все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению; -снижение физической активности.
76. Основные показатели и методы оценки физического развития детей и подростков. Приоритетные показатели биологического развития для различных возрастных групп детей и подростков.
Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели: 1. Соматометрические - длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др. 2. Соматоскопические - состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития. 3. Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др. 4. Состояние здоровья. Существует два метода изучения состояния здоровья и физического развития: Индивидуализирующий метод – систематическое обследование конкретного ребенка в динамике нескольких лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфо-функционального состояния с использованием соответствующих оценочных таблиц. Генерализирующий метод – одномоментное обследование больших групп детей с целью получения региональных возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 667. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |