![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Историко-литературный процесс
Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Взаимодействие литератур. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Различная трактовка этих категорий в науке. Художественные системы античности и раннего средневековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейских литературах XVII - XVIII - начала XIX вв. (общая характеристика эстетической программы, творческого метода, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений. А. Пушкин, О. Бальзак, В. Белинский об отличительных свойствах реалистического воспроизведения жизни, о «самодвижении» характеров. Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистической литературе. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Понятие литературного авангарда. Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, структурализма, вульгарной социологии) и современной ситуации в науке.
Тема 6. Закономерности историко-литературного развития
Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. Тема 7. Литературные роды и виды
Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Концепция А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта. Необходимость дополнить эту теорию рассмотрением генезиса сказки и трудовой песни. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Разделение литературы и фольклора на три рода в свете классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы). Эпос как изобразительный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутренней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Тема 8. Категория жанра
Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб, сюжетно-композиционные особенности); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу) и т.п. Основныежанрово-родовые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рассказ, повесть, новелла, роман, очерк. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада. Жанры драматического рода:трагедия, комедия, драма, мелодрама. Отличие понятий «драматизм», «драматический род» и «драматический жанр». Жанровые формы лирики: ода, элегия, эпиграмма, послание, песня и др. Содержательные принципы классификации жанров. В. Белинский о древней эпопее, романе и повести. М. Бахтин об эпосе, романе и о романизации жанров в новое время. Сатира, идиллия, утопия как нравоописательная группа жанров. Понятие о системе жанров. Художественный канон. Общие места в канонических жанрах (топика), господство канонических жанров в эпоху рефлективно-традиционалистского творчества. Аристотель о трагедии. Иерархическая система жанров классицизма. Жанр и стиль. Новое понимание жанра в эпоху романтизма. Развитие неканонических жанров. Система жанров в реализме. Обозначение жанра произведения как форма творческой самоориентации художника и его обращения к читателю. Журналистские (художественно-публицистические) жанры: статья, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолография. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 517. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |