Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Историко-литературный процесс





Опорные понятия: Литературный процесс. Литературные направления и течения. Массовая литература. Художественная литература и беллетристика.

 

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Взаимодействие литератур. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (традиционалистское и индивидуально-творческое).

Понятие художественной системы, творческого метода, литера­турного направления и течения. Различная трактовка этих катего­рий в науке. Художественные системы античности и раннего средне­вековья. Гуманистическая литература эпохи Возрождения как худо­жественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм - ве­дущие направления в европейских литературах XVII - XVIII - нача­ла XIX вв. (общая характеристика эстетической программы, творче­ского метода, системы жанров, стилевых тенденций). Противобор­ство и преемственность литературных направлений.

А. Пушкин, О. Бальзак, В. Белинский об отличительных свойст­вах реалистического воспроизведения жизни, о «самодвижении» ха­рактеров. Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использо­вание условных форм в реалистической литературе. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. По­нятие литературного авангарда.

Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.

Краткая характеристика некоторых литературоведческих школ (культурно-исторической, компаративизма, формализма, структура­лизма, вульгарной социологии) и современной ситуации в науке.

 


Тема 6. Закономерности историко-литературного развития


Опорные понятия: Закономерности историко-литературного развития. Метод. Стиль. Проблемы современной литературы.

 

Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведе­ния. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимо­действии. Стиль как показатель эстетического совершенства произ­ведения. Нормативные стили канонических жанров. Гете об отличии стиля от «простого подражания природе» и манеры. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направ­лению. Устойчивые признаки стиля.

Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство.


Тема 7. Литературные роды и виды


    
Опорные понятия: Литературные роды. Эпос. Лирика. Драма.

 

Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным призна­кам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе.

Концепция А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта. Необходимость дополнить эту теорию рассмотрением генезиса сказки и трудовой песни.

Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке.

Разделение литературы и фольклора на три рода в свете клас­сификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы). Эпос как изобразитель­ный вид словесного искусства: воспроизведение внешней и внутрен­ней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутреннего мира людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразитель­ный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалогов и монологов) действий людей, вовле­ченных в открытый или скрытый конфликт, который затрагивает их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.


Тема 8. Категория жанра


Опорные понятия: Жанры, понятие «памяти жанра». Жанровое содержание. Жанровая теория и журналистские жанры.


    Литературные жанры как формально-содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Не­устойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие то­чек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной ти­пологической структуре опыт предшествующего творчества. Устой­чивость жанровых образований и их историческая изменчивость.

Многообразие принципов деления литературы на жанры: фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные; жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб, сюжетно-композиционные особенности); трагедия, идиллия и комедия (по пафосу) и т.п. Основныежанрово-родовые формы эпоса: сказка, эпическая песня, былина, эпопея, рас­сказ, повесть, новелла, роман, очерк. Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада. Жанры драматического рода:трагедия, комедия, драма, мелодрама. Отличие понятий «драматизм», «драматический род» и «драматический жанр». Жанровые формы лирики: ода, эле­гия, эпиграмма, послание, песня и др.

Содержательные принципы классификации жанров. В. Белинский о древней эпопее, романе и повести. М. Бахтин об эпо­се, романе и о романизации жанров в новое время. Сатира, идиллия, утопия как нравоописательная группа жанров.

Понятие о системе жанров. Художественный канон. Общие мес­та в канонических жанрах (топика), господство канонических жан­ров в эпоху рефлективно-традиционалистского творчества. Аристо­тель о трагедии. Иерархическая система жанров классицизма. Жанр и стиль. Новое понимание жанра в эпоху романтизма. Развитие неканонических жанров. Система жанров в реализме.

Обозначение жанра произведения как форма творческой самоо­риентации художника и его обращения к читателю.

   Журналистские (художественно-публицистические) жанры: статья, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолография.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...