Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9. Литературное произведение





Опорные понятия: Литературное произведение. Художественная речь и её элементы. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция.


 Художественная форма:

Словесный строй. Различия между понятиями речи, видов речи и языка. Обуслов­ленность речи содержанием и целью высказывания. Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с ора­торской и с разговорной.

А. Потебня о «внутренней форме» слова, о его образности. Об­разность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык - источник выразительно-изобразительных и эстетических воз­можностей художественной речи.



Лексико-семантические особенности художественной речи.

Номинативная изобразительность речи литературных произве­дений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Ис­пользование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэти­ческих неологизмов.

Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее ви­ды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Виды метонимии. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Виды метафоры. Простое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образа-эмблемы. Возврат утраченной образности слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.

Интонационно-синтаксическая выразительность художественнойречи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.

Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение, дающее целостную характеристику предмета. Отличие эпитета от логически-разделительного определения.

Сюжет- динамическая сторона художественного мира. Две на­учных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.

Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного кон­фликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведе­ние устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хро­никальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.


Тема 10. Содержание литературного произведения


Опорные понятия: Содержание художественного произведения. Понятие о художественном мире. Единство формы и содержания. Субъектная организация произведения: автор, повествователь, персонаж. Пространство и время.

 



А. Содержание и форма художественного произведения

Целостность литературного произведения как идейно-художественной системы. Его концептуальность и специфическая художественная завершенность.

Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Проблема их аналитического разграни­чения, возникшая в европейской эстетике конца XVIII - начала XIX веков (Ф. Шиллер, Гегель, Гете). Научная значимость такого разгра­ничения и его дискуссионность в современном литературоведении (замена традиционных понятий на «смысл», «художественная семан­тика», «буквальное содержание», «текст», «дискурс» и т.п.). Понятия «эстетическая идея» (И. Кант), «поэтическая идея» (Ф. Шиллер), «идея прекрасного» (Гегель): смысловые нюансы этих терминов, выявляю­щих способ существования и формообразующий потенциал художе­ственной мысли (творческой концепции). «Конкретность» как общее свойство идеи и образа, содержания и формы в литературном произ­ведении. Творческая природа художественного содержания и формы, становление их единства в процессе созидания произведения, «переход» содержания в форму и формы в содержание.

Относительная самостоятельность образной формы, соче­тающей эстетическую целесообразность с «видимой случайностью». Художественная форма как воплощение и развертывание содержа­ния, ее «символическое» («метафорическое») значение и упорядочи­вающая роль. Завершенность формы и ее «эмоционально-волевая напряженность» (М. Бахтин).

Состав художественной формы как научная проблема; «внутренняя» и «внешняя» форма (А. Потебня). Эстетическая органи­зация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вы­мышленной реальности) и словесного текста. Принцип функцио­нального рассмотрения элементов формы в их содержательной и конструктивной роли. Понятие художественного приема и его функ­ции. Формалистическое истолкование этого понятия, изолирующее художественную форму от содержания. Соподчиненность формаль­ных элементов творческой концепции автора. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «информация», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...